До июля — уверены в областном акимате ЮКО — все пострадавшие справят новоселье. Потому что по плану срок окончания жилищного строительства для оставшихся без крова селян определен к июлю этого года. Всего предстоит построить 1622 дома. В той или иной степени готовности (от закладки фундамента до вышеупомянутой сдачи «под ключ») находятся уже 1600 домостроений. Общая стоимость только строительства жилья оценивается в 5,5 миллиардов тенге.
В акимате сообщают, что как таковой очередности строительства жилья непосредственно среди пострадавших нет — все дело в подрядных строительных фирмах, каждая из которых ведет строительство в соответствии со своим графиком.
Не следует делить пострадавших на какие бы то ни было категории очередников, — считает аким ЮКО Нургали Ашимов.
— Зачем создавать очередь, выделяя отдельно скажем многосемейных или одиноких стариков? Строительство и так ведется самым ускоренным темпом, и задача стоит обеспечить к июлю жильем всех без исключения людей, которые ныне ютятся в палатках или у родственников.
Это мнение поддерживает и большинство жителей, считающих, что создание очереди внутри пострадавших может привести лишь к ненужной забюрократизированости.
Тем не менее, так сказать стратегический план строительства имеется, и следующими в очереди на завершение — школы и социальные объекты, которые должны начать действовать уже к сентябрю. В трех районах предстоит выстроить 7 новых школ, 5 фельдшерско-акушерских пунктов, 1 сельскую врачебную амбулаторию и библиотеку.
Параллельно идет строительство и восстановление разрушенной инфраструктуры — дорог, газопроводов, линий электропередачи.
По информации из неофициальных источников, в апреле в Сарыагашском районе был впервые снесен только что построенный дом, предназначавшийся для пострадавших от наводнения. Причем снесли его сами строители, хотя и по настоянию контролирующих общественных и уполномоченных органов. Причина — некачественные заливка фундамента и возведение стен.
Представители акимата эту информацию не подтвердили. Хотя сообщили, что контроль за ходом строительства жилья, осуществляемого в рамках помощи пострадавшим от стихийного бедствия, назван одной из приоритетных задач для исполнительной местной власти всех уровней, от областного, до районного и сельского акимата. И не только официальные и уполномоченные органы призваны обеспечить надлежащее качество новостроек. В каждом поселковом округе, селе и райцентре, где сейчас полным ходом идет восстановление жилья, созданы общественные комиссии контроля качества. В их составе — общественные деятели, представители политических партий, журналисты и сами пострадавшие — будущие хозяева строящихся домов.
Аким ЮКО Нургали Ашимов неоднократно подчеркивал, что в случае каких-либо злоупотреблений или нарушения строительных нормативов, к подрядчикам и курирующим их государственным органам будут применены самые жесткие меры.
В то же время специалисты из строительных фирм указывают, что предъявляемые требования по срокам выполнения работ просто не совместимы с соблюдением качества.
— По технологии закладка фундамента для любого дома, в том числе и для одноэтажного сельского, должна выдержать не менее 24 дня. Только за этот срок бетон успевает полноценно схватиться, набраться крепости. Нам же ставят условие строить каждый дом не более 30 дней. Мы, конечно, понимаем необходимость ускоренной работы, сжатые сроки. Но даже в этом случае официальные лица должны понимать, что в строительстве некоторые работы просто невозможно проводить ускоренно. В противном случае неизбежно упадет качество. И мы действительно вынуждены порой идти на нарушение сроков, но только потому, чтобы выдержать качество работ, — сообщил представитель одной из строительных фирм.
Однако и подрядные организации, и заказчики в лице акимата в целом весьма удовлетворены ходом компании.
Между тем массовому новострою в пострадавших районах оказались рады далеко не все.
В Сарыагашском районе с начала весны образовалась группа примерно из 35 женщин, местных жительниц, которые периодически пытаются организовывать всевозможные акции протеста и недовольства.
Как объясняют в полиции Сарыагаша, мотивы у женщин весьма корыстные. Как правило, у них имеются очень старые и обветшавшие дома, которых, однако, совершенно не коснулся февральский потоп. Таким образом, они совершенно законно не попали в категорию пострадавших, и их дома не будут ни ремонтироваться, ни тем более заново отстраиваться за счет государственных средств. Именно это и вызывает возмущение и протесты иждивенчески настроенных лиц.
— Имеются все заключения экспертных комиссий, определявших ущерб и разрушения каждого дома, — говорят в полиции Сарыагаша. — Дома этих граждан признаны не пострадавшими. Но сами хозяева утверждают, что также стали жертвами стихии, и требуют для себя нового жилья.
— Иждивенческие настроения необходимо пресекать, — считает аким Южно-Казахстанской области Нургали Ашимов. — В конце концов случившаяся беда не повод для спекуляций, в том числе, и для местного населения.
Фото с сайта http://www.newzzz.kz