Персональная выставка Сауле Сулейменовой: "Культурная ценность?" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Персональная выставка Сауле Сулейменовой: "Культурная ценность?"

Персональная выставка Сауле Сулейменовой: "Культурная ценность?"

Мәдени құндылығы жоқ – известная серия работ казахстанской художницы Сауле Сулейменовой. 12 марта в Esentai Mall открывается ее персональная выставка под названием "Культурная ценность?". Куратор, искусствовед Валерия Ибраева объяснила нам, что ценного покажет Сулейменова, и какое отношение все это имеет к таможне.

  • 7 Марта 2014
  • 1921
Фото - Caravan.kz

Любая выставка, сформированная в Казахстане и, как правило, с большим интересом встречаемая в Европе, Азии, Австралии или Америке, должна пройти особую таможенную процедуру, в результате которой на каждую фотографию с вывозимой работы ставится штамп "Культурной ценности не имеет". Художники, в основном, воспринимают эту довольно унизительную формулировку достаточно спокойно, иногда – иронически. Почти у каждого, делавшего выставку за рубежом, обязательно есть байка о том, как он проводил свои работы через таможню.

Известную художницу Сауле Сулейменову давно интересуют не только подобного рода формулировки, но и вообще тексты различных объявлений, надписей на стенах и заборах, рекламы и вывесок. То есть неофициальная вербально-графическая среда большого города, жители которого зачастую не обращают никакого внимания на то, чем оклеены стены домов и автобусных остановок.

Современный человек ежедневно оперирует громадным количеством различных бумажек – билетами, счетами, чеками, посадочными талонами, стикерами с памятными записями. И точно также, как и в городской среде, эти бумажки в личном пространстве горожанина играют, на первый взгляд, маловажную роль: оплатил – и забыл. Однако без разноголосицы этой бумажной массы, без крошева объявлений, штампов, агиток, телефонных номеров, нарезанных в лапшу, трудно себе представить современную урбанистическую среду. Хотя урбанизм – относительно редкая тенденция для, в общем то, молодой школы казахстанского искусства. Городские пейзажи Мамбеева, Яровой, Абишева и Уткина, жизнь алматинцев 80-90-х годов в живописи Алиева, фотоинсталляции Маданова – вот, пожалуй, самые запоминающиеся имена казахстанских художников, посвятивших свое творчество городу.

Герои Сауле живут в вибрирующей, живой, "низовой" городской атмосфере – это мальчишки с велосипедами, бабушки на лавочках, рабочие коммунальных служб, полицейские. Расположение их полуфигур вдоль плоскости холста, параллельно стенам и заборам, испещренными объявлениями самого различного содержания, придает некую строгость и упорядоченность веселому хаосу "голосов из народа". Очень часто в группы современников вписаны силуэты архаических персонажей, навеянных архивной фотографией XIX века, или даже исторических – таких, например, как Абай. Используются также образы из семейного альбома – дедушки, бабушки, тети и дяди, их давно потерявшиеся в истории знакомые. Нестрого используя средневековый композиционный прием симультанизма (изображение разновременных персонажей в одной плоскости), художница выявляет и настаивает на очень сильной зависимости современного казаха от ценности кочевой традиции, предков, прародителей, дедушек и бабушек, шежире и памяти рода. Работы Сулейменовой пронизаны идеей совмещения современной городской культуры с традиционной степной, при абсолютном понимании того, что степная уходит в музеи, архивы, фонды и хранения. Возможно, именно поэтому ее сложная техника – фото, печать по репроткани, живопись – это тоже наложение различных культурных слоев, происходящих прямо сейчас, в нашей жизни, на наших глазах.


Именно поэтому выставка под названием "Культурная ценность?" апеллирует к таможенному штампу, полемизируя не только с бюрократической процедурой, но и с нашим сознанием, настаивая на том, что и старое, и современное искусство Казахстана –  это единое и неразрывное целое, призванное не только сохранить память о прошлом, но и указать на ценность настоящего. Развитие, изменения, модификации ценностных ориентиров отнюдь не являются неким завершенным процессом – по мысли художницы, включающей в аксиологию все разнообразие уличной жизни, история все равно найдет свое место и в новой формирующейся городской среде. Каждая отдельная картина – как кусочек смальты, из которых она выкладывает новые и новые композиции на стенах выставочных залов, каждый раз по новому создавая и возвращая мозаике образов ее реальную культурную ценность, крепко настоянную не только на запахах бензина, типографской краски и духов, но и запахах полыни, тающего снега и диких степных тюльпанов.

Сауле Сулейменова