Перманентная легализация - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
0 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Перманентная легализация

Перманентная легализация

Правительство, несмотря на афишируемые в последнее время успехи легализации имущества, намерено уже во второй раз продлить ее сроки.

  • 6 Марта 2007
  • 1143
Фото - Caravan.kz

Это вызвано, скорее всего, тем, что налоговые органы и специальные комиссии при акиматах не справляются с валом заявлений от граждан и юридических лиц.
Фронт по легализации имущества был открыт 3 июля прошлого года. Первоначально предполагалось, что амнистия по легализации имущества продлится до конца года.
Однако население и предприниматели не спешили выводить свое имущество из тени. Главная причина — неосведомленность об акции. Поэтому президент страны инициировал продление сроков легализации до 1 апреля 2007 года, а правительству было поручено заняться активной пропагандистской работой.
СМИ запестрели публикациями о сути легализации имущества, а на одном из телеканалов состоялся прямой эфир с участием целого пула министров во главе тогда еще с вице-премьером Каримом Масимовым.
Наконец население (законов, видимо, не знающее) получило исчерпывающую информацию, что можно легализовать и на каких условиях.
Так, через налоговые органы легализуются деньги и ценные бумаги, недвижимое имущество за пределами республики, имущество и ценные бумаги, оформленные на ненадлежащее лицо, другое имущество на территории республики, права на которое не оформлены должным образом.
При этом недвижимое имущество подлежит легализации через специальные комиссии местных исполнительных органов.
Субъекты легализации должны оплатить государству сбор в размере 10 процентов от стоимости легализуемого имущества. Но если это жилье, то люди могут оформить права на него на безвозмездной основе. Если легализуются земельные участки, то земельный налог в прошедший период не уплачивается.
По сути, финансовую сторону амнистии можно оценить как щадящую. Да и цели — пополнить государственный бюджет за счет уплаты сборов за легализованное имущество, не ставилось. Главное, не уставали подчеркивать в правительстве — вовлечь в легальный оборот имущество, полученное на скрытые доходы и оформленного ненадлежащим образом.
Однако, по мнению министра юстиции Загипы Балиевой, от акта амнистии выиграют 90 процентов наших сельчан, которые смогут ввести в оборот недвижимость и использовать ее как залоговое имущество.
Противоречивость обозначенных посылов налицо. С одной стороны, речь идет о некогда скрытых доходах, на которые была построена недвижимость и промышленные объекты, используемые для предпринимательской деятельности, обновлены основные фонды. Здесь явно могут иметься ввиду не только сельчане — они если и имеют доходы, то вряд ли эти доходы не были источником налогообложения.
Различные схемы оптимизации налогов используют далеко не бедные граждане, которые занимаются использованием подобных схем для увеличения своих доходов. С другой стороны, государство вроде бы как идет навстречу сельским жителям, и цель благая — чтобы они в дальнейшем могли использовать свое имущество легально.
Но проблема, скорее, кроется в том, что именно сельские жители просто не имеют элементарной возможности зарегистрировать свое имущество: порой районный центр, где это можно сделать, находится в сотнях километров от их поселков. Туда нужно не только добраться, но и попасть в приемный день, и представить полный пакет документов, что сделать непросто ввиду того, что уже на этапе оформления выявляется, что не хватает необходимой бумажки или подписи какого-нибудь чиновника. Именно бюрократические проволочки и послужили тому, что у многих сельчан, имеющих свое жилье или земельный участок, не все имущество оформлено надлежащим образом.
Кое-какая статистика незарегистрированного недвижимого имущества имеется. Так, по данным Минюста на начало февраля, в целом по республике количество незарегистрированных и незаявленных к легализации объектов недвижимости составляет 322 тысячи. При этом сама министр говорит о том, что эти данные некорректны: «практика показывает, что незарегистрированных объектов намного больше».
По состоянию на 22 февраля в стране легализовано свыше 742 тысяч объектов недвижимости, в том числе жилых и нежилых. Общая сумма легализованной недвижимости составила более 91,4 миллиарда тенге. Общая сумма легализованных денег составила 48,7 миллиардов тенге. В бюджет государства от легализации недвижимости поступило 555,9 миллионов тенге.
Активность граждан и предпринимателей начала возрастать лишь со временем. Если в августе прошлого года было подано всего 10 заявлений на легализацию, то к началу ноября поступило уже 237 тысяч заявлений. В декабре налоговые органы получили 100 тысяч заявлений, а в феврале только за одну неделю — 80 тысяч. Всего на легализацию недвижимого имущества подано более 981 тысячи заявлений.
Налоговые органы и акиматы сегодня находятся как на пороховой бочке. Правительство требует от них эффективной работы (недавно премьер заявил, что, дескать, темп сбавили, «те задачи, которые ставились, не выполняются, если так будет и дальше продолжаться, то вам всем не поздоровится»), но качественно обработать десятки тысяч заявлений госорганы не успевают. Наверняка именно по этой причине и будет продлен срок амнистии имущества.
В то же время не вызывает сомнений необходимость этой акции. По данным генерального прокурора республики Рашида Тусупбекова, в Казахстане доля теневой экономики составляет 22-30 процентов.
По его мнению, значительный увод капиталов в тень отмечается в аграрном секторе, строительстве, медицине и фармацевтике, ресторанном, гостиничном, игорном бизнесе, оптовой и розничной торговле, транспорте.
«По завершению амнистии государственные органы усилят контроль над перемещением капитала и имущества, акцентируя внимание на полноте и своевременности уплаты налогов, своевременной регистрации имущества», — отмечает генпрокурор. Подобный сигнал уже поступил от министра финансов Натальи Коржовой. Она уже неоднократно заявляла о том, что после окончания срока легализации в отношении нелегализованного имущества будут применяться санкции.
Таким образом, с помощью амнистии государство пытается одновременно решить сразу несколько задач: вывести капиталы и имущество из тени, облегчить жизнь людей, имевших незарегистрированное имущество и повысить налогооблагаемую базу.
Только сама власть, увы, оказалась не готова провести эту амнистию на должном уровне. Оттого легализация и становится перманентной.

Фото с сайта http://www.legal-support.ru