За семь лет пенсионной реформы пенсионное законодательство подвергалось частичной чистке и улучшению, но теперь возникла необходимость заново прописать те вопросы, которые являются слабым звеном.
Прежде всего, это касается источников пенсионного обеспечения и порядка осуществления пенсионных выплат.
Чрезвычайно актуален и вопрос более полного охвата населения — эксперты пенсионного рынка отмечают, что в этом вопросе нет реальных позитивных сдвигов.
Во-первых, самозанятые граждане, работающие в мелком бизнесе, индивидуальные предприниматели, те, кто находится в частном найме, как не делали никаких отчислений себе на старость, так и не делают.
Во-вторых, не все вкладчики производят регулярные отчисления — из 6 миллионов счетов лишь около 2 миллионов пополняются регулярно.
В-третьих, некоторая часть пенсионного законодательства фактически не работает. Это касается добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов.
Ясно, что в таких условиях необходимы стимулы — прежде всего налоговые.
Облегчение налогового бремени плательщикам, получателям пенсионных взносов, уменьшение срока формирования пенсионных накоплений за счет добровольных видов взносов будет способствовать активному вовлечению в накопительную пенсионную реформу самозанятого населения.
Эти и другие предложения по улучшению «кровообращения» пенсионной системы подготовил один из ее участников — НПФ Народного банка Казахстана.
В Казахстане давно уже стало традицией, что накопительные фонды активно участвуют в формировании правового поля. Кому, как не им, известны все «тромбы», из-за которых система не в состоянии функционировать нормально? Тогда кто, как не они, должны являться врачевателями?
Итак, профессиональные участники накопительной системы считают, что пенсионное законодательство необходимо совершенствовать таким образом, чтобы усиливать его социальную значимость.
Они полагают, что государство не должно ставить бюрократические барьеры там, где они по большому счету бессмысленны. В первую очередь это касается существующего сейчас обязательства в отношении всех граждан без исключения отчислять пенсионные взносы. Это настоящий парадокс: человек уже на пенсии, но работает и, как и прежде, он обязан отстегнуть на счет своей старости 10 процентов. В принципе, эти деньги не должны гулять по разным счетам, прежде чем попадут в его руки. Работающий пенсионер должен получить право на полную зарплату, без отчисления пенсионных взносов.
Такой же порядок, по мнению специалистов НПФ, должен быть установлен и в отношении работающих инвалидов I и II групп. Эти люди обделены судьбой, им требуются колоссальные средства для лечения, реабилитации и выживания. И если уж они находят силы еще и работать при этом, то совершенно неэтично заставлять этих людей терпеть дополнительные неудобства — когда они еще свои деньги получат!
НПФ предлагает для той категории инвалидов, у которых пенсионные накопления недостаточны для приобретения аннуитета, следует предоставить возможность получать пенсионные выплаты в пенсионном фонде, а не в страховых компаниях, как это прописано сегодня.
«На наш взгляд, — говорит заместитель председателя НПФ Нуржан Алимухамбетов, — у трех категорий вкладчиков, достигших установленных порогов выхода на пенсию — 55 и 50 лет, должно быть право выбора между страховой компанией и НПФ для получения пенсионных выплат. К первым относятся вкладчики из числа военнослужащих, а также вкладчики, имеющие достаточные накопления за счет обязательных пенсионных взносов. Ко вторым — вкладчики, имеющие пенсионные накопления за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов».
Нуждается в улучшении и система пенсионных выплат.
Очевидной становится необходимость внедрения эффективного медицинского освидетельствования для определения возраста дожития. К сожалению, статистика не может быть универсальной. Не все мужчины после выхода на пенсию живут 15 лет — ни больше, ни меньше, а женщины — 17 лет.
Поэтому-то и возникает необходимость персонального медицинского освидетельствования. Чтобы больные люди, особенно те, кому осталось жить недолго, могли воспользоваться своими накоплениями, а те, чье здоровье не внушает опасений, получили бы возможность растянуть свои «старческие» на более длительный срок, чем среднестатистические 18 лет.
Кроме того, нужно установить возможность повторного обращения получателем в медицинскую экспертизу в случае обнаружения серьезного заболевания и пересмотра графика выплат.
Авторы подготовленных поправок предлагают на основании данных о предполагаемом периоде дожития и данных о получаемой пенсии из солидарной системы определять суммы «излишка». Если у вкладчика государственная пенсия превышает 1,5 кратный размер минимальной пенсии или пенсия из НПФ превышает 1,5 кратный размер минимальной заработной платы, то для него должна быть доступна излишняя сумма. Ее вкладчик мог бы получить в виде единовременных выплат или в виде обеспечения по банковскому займу.
В НПФ считают, что вкладчики, в случае достаточности накоплений, должны иметь возможность получать их более значимыми выплатами, нежели установлено сейчас — чуть более 100 тысяч тенге в год. Эксперты предлагают установить возраст, до которого производятся выплаты накоплений — вместо 83 лет — 73 года и наибольший удельный вес выплат перенести с последних лет, как это сейчас предусмотрено графиком выплат, в период наибольшей общественной активности вкладчика — в первые годы выхода на пенсию.
Кроме того, НПФ Народного банка Казахстана хотел бы повысить государственное участие в пенсионных вопросах. Например, он предлагает внести в законодательство норму о необходимости уплаты обязательных пенсионных взносов за счет средств госбюджета женщинам в период отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет, в размере, равном минимальной заработной плате.
И еще — снизить возрастной ценз выхода на пенсию для отдельных категорий работников, занятых на тяжелых физических работах с предоставлением им права получать пенсионных накопления из НПФ при достижении возраста 45 лет.
Впрочем, это предложения только одного фонда.
Возможно, свое видение нового пенсионного законодательства изложат и другие НПФ. Ведь даже если и провести в жизнь все прозвучавшие предложения, то вряд ли мы получим идеальную пенсионную систему.
Поэтому здесь необходимо участие не только НПФ, которые сегодня варятся в собственном соку, но и научно-исследовательских коллективов, имеющих возможность сосредоточить свои усилия на том, чтобы приблизить наш пенсионный сектор к желаемым стандартам.