И тогда рюкзаки школьников станут почти невесомыми. В пилотном проекте участвуют 11 школ из 5 регионов страны.
На презентации в Алматы эксперты рассказали о плюсах и минусах цифровых учебников – недалекого будущего всех отечественных школяров.
Задолго до оцифровки учебников сотрудники издательства “Алматыкiтап баспасы” изучили опыт Великобритании, Гонконга, Сингапура, Венгрии, Эстонии и других стран. Говорят, прибалтийский вариант оказался самым приемлемым.
– Мы посмотрели результат Эстонии в международных исследованиях по оценке знаний PISA: с внедрением электронных учебников страна сделала очень хороший рывок в образовании за последние годы, – говорит президент “Алматыкiтап баспасы” Гаухар САЙМАСАЕВА.– Эстонцы – первые в Европе и третьи в мире по математической грамотности. . Другая причина – программные решения платформы www.opiq.kz, где сейчас размещены учебники нашего издательства для 1, 2, 3, 5, 6-го и 8-го классов. Здесь все очень понятно для пользователей.
В Эстонии система такая: печатные учебники в школе, дома – электронные.
Они научились грамотно их сочетать. Мы оцифровали все свои учебники на этой платформе. Сейчас по электронным учатся 10 школ, 300 учителей и более 1 500 учащихся в Караганде, Астане, Алматы, Южном Казахстане, Алматинской и Жамбылской областях. Авторы казахстанского учебника открыли три новых материка и необычный вид птиц: каким глупостям обучают детей в современных школах
Учителя боялись компьютера
Экс-министр образования, ректор Таллинского технического университета Яак ААВИКСОО рассказал, что еще в 1996 году появилась идея подключить почти 1 000 эстонских школ к Интернету. Желание объединить систему образования было настолько сильным, что правительство нашло средства и поддержку всего общества. И уже через четыре года страна рапортовала: все эстонские студенты имеют доступ к Интернету.
Участники эксперимента из казахстанских школ больше говорили о плюсах. В первую очередь подчеркнули возросший интерес детей ко всему новому. Отметили более широкие возможности цифрового варианта.
Любопытно, что именно дети часто мотивируют учителей стать продвинутыми пользователями Интернета.
Практичные эстонцы предупредили о минусах. Рассказали, что при повсеместном внедрении цифровых учебников они столкнулись с тем, что учителя боялись компьютера, не хотели менять привычный образовательный процесс. А еще катастрофически не хватало преподавателей компьютерной грамотности, а нужно было обучать педагогов. Предупредили – подобные проблемы могут быть и в Казахстане!
Параграфы о сексуальном воспитании читают дольше
Говоря о плюсах, подчеркнули: единая платформа позволяет оценить, например, качество содержания учебников – какие параграфы наиболее чаще и дольше читают учащиеся, за какое время и в каком темпе класс прошел материал. И в целом проследить, что творится в отдельной школе.
– Мы заметили много интересных вещей. Например, в воскресенье вечером дети дружно готовят уроки – диаграммы взлетают, а ночью все спят, – рассказывает учредитель и директор эстонского издательства Ли КРИЙСКА.– Когда родители жаловались, мол, детям много задают на дом, они загружены, мы посмотрели, сколько времени учащиеся тратят на изучение параграфа. Оказалось, в среднем 8–10 минут. Показали родителям.
В 3–4 раза возрос интерес к материалу в учебниках природоведения, биологии, касающемуся сексуального воспитания.
Учителя свои выводы сделали: у детей выросла мотивация, предметы стали больше нравиться. Но по-прежнему главное – содержание. Еще цифровой учебник – отличная возможность провести урок вне класса, на природе. Но электронные учебники не должны убить печатные! А так, хотим мы или нет, цифровизация будет идти дальше, этот путь мы не способны закрыть!
Посол Эстонии в Казахстане Хейти МЯЕМЕЭС вспомнил, как, будучи школьником, мечтал о том, чтобы не носить тяжелый портфель, чтобы в школе появились роботы:
– Сегодня можно учиться без бумаги. Современные дети книгу не очень воспринимают.
А что с Инетом?
Правда, знакомый вопрос? В Эстонии все школы имеют доступ к качественному Интернету, причем он есть даже в лесу. Замечу, это не шутка. Может ли Казахстан похвастаться повсеместным доступом? Нет! Вечером мы с сыном часто не можем зайти на его страницу в “Кунделик”– Интернет виснет. А за пределами крупных населенных пунктов и вовсе проблемы со связью. Там не то что учебник прочитать не сможешь, но даже родственнику в соседний аул позвонить.
У руководства издательства я поинтересовалась: как будут решаться эти вопросы? Ведь эстонцы провели цифровизацию образования на базе доступа к качественному Интернету всего населения.
– Нужно время, – продолжает Гаухар Саймасаева. – Задача ближайших двух лет – чтобы система "Opiq" не только online работала, но и offline. Чтобы учебники можно было перенести на диск, флешку. Внедрение системы требует качественного Интернета. Мы обсуждали эти вопросы с министерством образования. С 2020 года будет большой проект со стороны Всемирного банка, в нем предусмотрен механизм раздачи бесперебойного Интернета. Был ли плох экс-министр образования Сагадиев и какие ошибки он допустил — эксперт
– А как быть малоимущим, многодетным семьям, у которых нет возможности приобрести детям современные телефоны, компьютеры, провести в дом Интернет?
– В министерстве заверили – за счет этого займа будут приобретаться планшеты для классов, серверы, на которых будет накапливаться большой объем информации. Понимаю, много малообеспеченных родителей. Мы будем ставить этот вопрос на предстоящей встрече с акимами областей, районов.
Цифровизация – это, конечно, хорошо. Главное, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. И не получилось так, что цифровые учебники будут доступны лишь избранным детям.
АЛМАТЫ