“Аян” с казахского языка переводится, как “откровение”. И каждое полотно или инсталляция, представленные на выставке, являются откровением мастера. Вот зритель наблюдает эволюцию казашки – с ранних времен до современности.
– Для “Эволюции казашки” я взял образы современниц, подходящих под те или иные стадии развития. Это реально существующие прототипы, и мой главный посыл – в современном Казахстане из-за разницы условий в жизни часть женщин живет, как в каменном веке или Средневековье, другие – надевают саукеле и мыслят теми категориями, которые мы пережили в прошлом. Меня тревожит эта социальная контрастность положения женщин в нашем обществе, – рассказал нам Асхат Ахмедияров.
К слову, о саукеле. Снявшаяся обнаженной и в саукеле Ширин (о 18-летней девушке страна узнала после того, как она опубликовала в социальных сетях несколько своих фотографий с грудью, прикрытой лишь национальными украшениями. – Прим. ред.) чувства художника не задела.
– Мне нравится, что они делают, я писал Ширин, что хочу создать с ней один из образов эволюции – пока она не ответила. А Дина Тасова (депутат молодежного маслихата Астаны, модель, продефилировавшая топлес на одном из показов. – Прим. ред.) позировала, – поведал автор. «Казахская национальная одежда не заслуживает такого оскорбления» — юрист подал в суд на Шырын Нарчаеву
Женская тема поднята и в полотне “Разгонный блок”.
– При всей неоднородности статуса женщин в стране казахстанки всё больше занимают ключевые позиции, влияют на развитие ситуации в обществе. Я проанализировал события вокруг себя: в них мало мужчин, 90 процентов – женщины, от супруги, дочерей до ключевых фигур, которые продвигают мое искусство. Женщины сегодня доминируют, и мы должны видеть в них равноправных партнеров, – отметил художник.
От вопросов гендера – к вопросам истории. В “Откровении” представлена инсталляция с портретом Алихана Букейханова и картой Казахстана из песка. А рядом – тележка и лопата.
– Когда-то в детстве я месил глину ногами, а в этой работе говорю о строительстве нашего общества, о созидании, о нашей земле, – озвучил посыл инсталляции художник и перевел взор на другое произведение – “Если бы боль сгорела”: языки пламени охватили серп и молот, вокруг – свидетели уходящей эпохи.
– Я жил во времена Советского Союза, был очевидцем системы. Я не жалею, что мы расстались с совком – мы многое получили, обретя независимость, – размышляет он.
А вот вы уже видите целую галерею портретов, чем-то напоминающих лица из полицейской сводки.
– Так и есть – это фотороботы, – подтверждает наши догадки автор. – После кражи телефона я запомнил человека и нарисовал его портрет. Вскоре ДВД начал приглашать меня, чтобы я рисовал портреты подозреваемых со слов потерпевших. Так что это реальные лица.
А в углу галереи разместился перевернутый трон.
– Люди думают, что обретают стабильность через материальное, захват новых сфер влияния, сырье. И даже не допускают мысли, что могут быть выкорчеваны с корнями и перевернуты вместе со своим троном, – раскрыл идею творения Асхат Ахмедияров.
Кстати, стулья занимают особое место в творчестве художника. Прошлым летом жители Астаны могли наблюдать большое их количество на ступенях Национальной академической библиотеки. Через свою работу автор продемонстрировал расслоение казахстанского общества: в ряду были потрепанные временем и жизнью поломанные экземпляры, над ними высокомерно возвышались дорогие стулья-троны.
Арт-директор галереи “TSE Art Destination” Бауыржан САГИЕВ продолжил тему.
– Образ стульев проходит через творчество Асхата Ахмедиярова как символ социальных проблем. На одной из выставок на разных сиденьях ты чувствовал себя совершенно по-разному: в непомерно высоком кресле ты словно возвышался над другими, и наоборот.
А еще художник создал инсталляцию, в которой ножки стула превращаются в корни деревьев.
Предмет мебели здесь выступал как символ стабильности, он пустил корни. Но, опять же, даже трон можно перевернуть, и самое высокое твое положение не означает глобальную стабильность на всю жизнь, – отметил Бауыржан Сагиев.
Близки художнику и экологические проблемы. “Обитатель болот” – еще одна интересная инсталляция Ахмедиярова, соединившая традиционную живопись и современный арт. Так что, если вы поклонник нетривиального взгляда на окружающую действительность, добро пожаловать на “Откровение”!
Астана
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы введут новые ограничения на строительство в горах
МРП 2026
МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Глава Минздрава рассказала о состоянии двухлетней Алисы из Жезказгана
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте трехлетний ребенок проглотил 16 магнитов
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов
Медицина
С 2026 года в Казахстане расширяется система обязательного медицинского страхования