Накануне стало известно, что российское ООО «Система ПБО» подало заявку на регистрацию товарного знака «Вкусно — и точка» в Казахстане, и что заявка находится на рассмотрении экспертной организации. Эта информация подтолкнула отечественные СМИ и пользователей Казнета к выводу, что российский бренд все-таки может зайти на наш рынок.
Стоит напомнить, что сеть под брендом «Вкусно — и точка» заменила в России рестораны McDonald’s. Американская франшиза покинула рынок после российского вторжения в Украину, проработав на нем 26 лет. С 19 мая 2022 года владельцем 850 ресторанов McDonald’s в РФ стал предприниматель Александр Говор. 12 июня он перезапустил сеть под новым брендом.
В Казахстане McDonald’s открылся в 2016 году. Всего на территории республики под этим брендом действовало 24 ресторана: в Алматы, Астане, Атырау, Актобе, Костанае и Караганде.
Де-факто рестораны McDonald’s в Казахстане закрылись 18 ноября 2022 года, а официальное сообщение о прекращении работы сети появилось 5 января 2023 года. Причиной закрытия руководство компании-франчайзи Food Solutions назвало ограничение в местных поставках.
Глава Минторговли Серик Жумангарин ранее заявлял, что правительство РК было готово были оказать сети всестороннюю поддержку, «но сама компания этого не захотела, потому что есть репутационные риски».
Возвращаясь к возможному открытию российской сети общепита в РК — также вчера, но уже позднее, стало известно, что регистрация товарного знака «Вкусно — и точка» не означает выхода на казахстанский рынок.
«Заявка на товарный знак подана в соответствии с деятельностью компании по защите бренда, — рассказали в компании «Система ПБО», подчеркнув, что планов выйти на рынок Казахстана у нее пока нет. — На данный момент у нас нет соответствующих договоренностей с руководством компании, которая управляла бизнесом McDonald's в Казахстане».
Но, так или иначе, вся эта история с закрытием McDonald's и последующей вероятностью открытия «Вкусно — и точка» в Казахстане шла параллельно с бурным обсуждением в Казнете. И мнения на этот счет высказывались самые разные.
Но если же абстрагироваться от эмоций и придерживаться лишь цифр, то в чем может заключаться потенциальная выгода в возможном выходе российского бренда на рынок Казахстана? И насколько существенными могут быть эти плюсы, а вместе с этим — какие очевидные минусы и риски в этой связи мы имеем?
«Казахстан оказался не готов к фрагментации мировой экономики, — обозначил аналитик компании Esperio Нурбек Искаков. — О деглобализации мира говорят уже несколько лет, и вот мы видим практические последствия этого процесса. Российско-украинский конфликт ускорил фрагментирование, но экономика РФ к этому оказалась более готова, благодаря проводимой с 2015-2016 года программе импортозамещения в агропромышленном и пищевом секторах, а Казахстан — нет.
Закрыть, и точка: почему иностранцев не устраивает казахское мясо
Поэтому у России получилось пересобрать ресторанный бизнес McDonald's после того, как компания объявила об уходе из страны, с помощью импортозамещения выбывших компонентов. А у Казахстана, по всей видимости, не получилось, иначе как объяснить сообщения о том, что казахстанский McDonald's так и не смог найти поставщика мяса не из России».
Если фрагментация мировой экономики продолжится (а именно на это указывает глобальный конфронтационный трек Китая с США и более локальные конфронтационные треки Ирана с Западом и России с Западом), то аналогичные истории, где обрыв цепочки поставок по санкционным или иным политическим причинам приведет к блокированию деятельности предприятия в Казахстане, станут более регулярными, убежден эксперт.
«Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что в текущей ситуации РК лучше получить 30 % от половины, чем 100 % от нуля. McDonald's объявил об уходе из Казахстана. Это значит, что если это место никто не займет, то казахстанская экономика РК потеряет рабочие места, доходы бюджета и компетенции в ресторанном бизнесе. Потому что, по всей видимости, на данный момент пересобрать McDonald's силами только лишь бизнеса Казахстана невозможно.
А это все-таки около 400 млн тенге налогов в год, заработные платы для 1500-2000 сотрудников еще на 200-250 млн тенге в год и компетенции. Так что, если сами не можем наладить, то, конечно, нужно пускать того, кто это уже успешно сделал. Если получилось у российского бренда, значит, нужно учиться у него и перенимать опыт локализации и импортозамещения», — поделился мнением с Caravan.kz Нурбек Искаков.
«С одной стороны, любая конкуренция только во благо, — отметил журналист Арман Баймышев на своей странице в Facebook. — Но с другой — смущает дурная репутация, закрепившаяся за брендом в России. С тех пор, как сеть там сменила McDonaldʼs, она не перестает быть в гуще постоянных скандалов.
Так, 3 июля в СМИ появилась информация, что посетительница одного из ресторанов пожаловалась на бургер с плесенью. В пресс-службе сети ресторанов сообщили, что уже начали выяснять, как заплесневевшая булка могла попасть на кухню, и добавили, что уже связались с производителем для выяснения всех обстоятельств произошедшего.
4 июля в Telegram-канале Ксении Собчак «Кровавая барыня» появилась информация о том, что в ресторане сети на Арбате «к картошке дают просроченные сырные соусы на один день». Пресс-служба «Вкусно — и точка» убедилась, что все соусы были перепроверены, «просрочена была очень малая часть, ее уже убрали из продажи».
Цены растут, покупатели проходят мимо: казахстанцы рискуют остаться без мяса
Также в Алтуфьеве произошел еще один случай, связанный с продукцией сети ресторанов: булки, лежавшие на лотке на улице, начали клевать вороны, голуби и воробьи. В ответ на это пресс-служба «Вкусно — и точка» заявила, что мужчина специально насыпал корм для птиц возле ресторана.
Но самый большой скандал был связан с дизайном упаковок продукции. Например, на открытии заведений сети «Вкусно и точка» в Волгограде первые посетители ресторана быстрого питания усмотрели в упаковке двойного чизбургера максимальную схожесть с георгиевской лентой. Горожан такое сходство покоробило: «Это недопустимо, — утверждали они. – В городе всего несколько дней назад отпраздновали 80-летие начала Сталинградской битвы и здесь трепетно относятся ко всему, что связано с этой символикой».
Однако владельца сети Александра Говора это вовсе не смущает. В своем интервью Russia Today он, демонстрируя новые бургеры, с гордостью утверждает, что: «На них важный элемент: георгиевская ленточка на упаковке. Это патриотический символ российской победы над нацистской Германией». В общем, приятного аппетита».
«Беда, как говорится, пришла откуда не ждали, — написал на своей странице в Facebook алматинец Леонид Демьянов. — Пол-Казахстана несколько месяцев ржали над россиянами по поводу ухода мирового бренда McDonald's с их рынка. Кто-то стебался над новым названием «Вкусно — и точка», кто-то провел «серьезную» аналитику по поводу важности присутствия мировых брендов в стране.
Недавно McDonald's помахал ручкой и сказал «прощай» рынку Казахстана. Причиной стало то, что мясо поставлялось из РФ.
Казахстанцы, считающие себя первыми в мире по уровню потребления мяса, как оказалось, не смогли или не захотели поставить у себя перерабатывающий мясной завод с соблюдением мировых стандартов.
Конечно, это вызвало шквал эмоций, основной из которых был призыв к бойкоту заведения. Точно так же раньше призывали бойкотировать сеть магазинов за спиленные дубы. Та компания процветает, и «Вкусно — и точка» также будет только расширять свою сеть».