До начала 2006 года – то есть до принятия поправок в закон о трансплантации органов, – у нас в стране ежегодно проводилось по 7 – 8 операций по пересадке донорских органов.
За последние полтора года проведено около 30 таких операций. Но этого все равно мало – в Казахстане около 2000 человек, нуждающихся в пересадке почки.
Те, кто могут себе это позволить, едут на операцию в другие страны – Германию, Китай или Пакистан. Там по разным причинам донорских органов больше. А значит, больше возможностей получить шанс на жизнь.
Потом, после операции, жизнь придется поддерживать. Постоянно принимать специальные препараты-иммунодепрессанты. Они помогают снижать иммунитет организма, чтобы тот не боролся с чужим органом. Подобная терапия для пациентов с пересаженными органами – пожизненная. Перерыв в приеме лекарств грозит отторжением пересаженного органа. А значит – смертью.
Дулат Бекболсынов живет в одном из сел Акмолинской области. Он учился за границей по программе “Болашак”, когда обнаружилось, что ему нужна срочная пересадка почки. Друзья-студенты срочно собрали ему необходимую сумму. Самым доступным вариантом стала операция в Пакистане.
Семь месяцев назад Дулат вернулся домой. Врачи выписали ему необходимые лекарства. Но в последнее время в Кокшетау – областном центре Акмолинской области – перебои с препаратами для людей с пересаженной почкой. Им приходится покупать лекарства самим.
В областном департаменте здравоохранения объяснили: бюджет по бесплатному лекарственному обеспечению формируется заранее, а те, кто ездит на операцию самостоятельно за рубеж, редко когда предупреждают об этом департаменты здравоохранения, сваливаясь на чиновников словно снег на голову…
– Но тем не менее мы изыскиваем возможность обеспечить лекарствами каждого. Если нет нужного препарата, находим ему замену, – объяснила нам ситуацию Гульнара Жукенова, главный специалист отдела лекарственного обеспечения Акмолинского областного департамента здравоохранения. – Поэтому, когда не бывает лекарств, мы просим купить лекарства самим, потом эта сумма им возмещается. Сейчас у департамента здравоохранения Акмолинской области нет средств, мы обращались в акимат с просьбой о выделении средств, но пока не получили ответа. Но даже это не является препятствием, мы договариваемся с поставщиками препаратов. Правда, задержка может произойти и из-за таможни…
Подобные задержки могут стоить жизни каждому из 9 акмолинцев с “внепланово пересаженными” почками. Стоимость только одного препарата, необходимого после трансплантации, может достигать 45 тысяч тенге и выше. Для больного, пожизненно находящегося на инвалидности, эта сумма неподъемная.
Выход из ситуации врачи видят лишь в одном: делать операции у себя на родине.
Они пока обходятся государству в 35 тысяч долларов вместе с необходимыми для операции медикаментами.
Больным – бесплатно. Но вот возможность дождаться подходящего по всем параметрам донорского органа крайне мала.
Жанар КАНАФИНА