Перемен, мы ждем перемен?.. - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Перемен, мы ждем перемен?..

Перемен, мы ждем перемен?..

Часть первая

  • 15 Января 2007
  • 1379
Фото - Caravan.kz

В связи с рокировками в правительстве давайте уже сегодня попытаемся разглядеть некоторые метаморфозы, которые могут постигнуть нашу республику в наступившем 2007 году.
То, что изменения будут иметь место, свидетельствует высказывание главы государства о том, что наступивший год станет годом проведения политических реформ и партийного строительства. Учитывая череду уже свершившихся перестановок, можно утверждать, что процесс пошел.
Политический Олимп
Между тем наибольший резонанс был вызван не сменой правительства, а освобождением председателя Сената парламента Нуртая Абыкаева и назначением его послом Казахстана в России. Выдвижение президентом страны Нурсултаном Назарбаевым на должность председателя Сената парламента Касым-Жомарта Токаева также является интересным ходом в процессе передислокации кадров на политическом Олимпе Казахстана.
Назначение профессионала во внутриполитических процессах республики — Марата Тажина — министром иностранных дел Казахстана, также наталкивает на размышления по поводу планируемого на 2007 год направления новой внешнеполитической линии республики. В этом случае встает вопрос — кто будет заниматься внутренней политикой, ведь известно, что наиболее виртуозно владел искусством внутриполитических маневров теперь уже бывший помощник президента-секретаря Совета безопасности РК.
Партийное строительство
Начавшийся год продолжил процесс объединения/поглощения общественно-политических объединений партией «Отан». Вторым, на первый взгляд казалось бы незначительным событием, стал процесс обсуждения переименования партии в «Нур Отан». Далее — квазиобсуждение с активом партии «Отан» кандидатуры нового премьер-министра.
Незарегистрированное общественно-политическое объединение «Атамекен», начало 2007 год также с процесса объединения с общественными организациями, с целью расширения своей электоральной базы и завершения процесса своей регистрации.
Другие партии, находящиеся в конструктивной оппозиции к существующей власти так себя ничем и не проявили.
В результате, уже к весне в Казахстане будут легально действовать как минимум два новых общественно-политических объединения — партии «Нут Отан» и «Атамекен», которые сконцентрируют в своих рядах значительное число дееспособных граждан республики, а также будут располагать большим количеством депутатов в парламенте страны.
По результатам появления на политическом поле двух партий можно рассматривать несколько наиболее возможных варианта развития событий в республике.
Первый вариант — перевыборы
Вполне резонно выглядит перспектива перевыборов в парламент страны. Одной из причин будет сложившаяся парадоксальная ситуация, когда в парламенте республики находятся депутаты несуществующих партий (партии, которые поглотил «Отан»), а также парламентское большинство переставшей существовать партии «Отан» (в связи с ее переименованием в партию «Нур Отан»). В данном случае не стоит говорить, что на выборах фаворитом будет «Нур Отан», на втором месте — «Атамекен».
Реально сложившаяся ситуация должна быть разрешена в рамках правового поля, что и будет соответствовать перевыборам в парламент. Параллельно можно рассматривать перспективу внесения изменения в Конституцию страны. Изменения могут быть направлены на:
формирование правительства, когда данный процесс будет проходить с учетом парламентского большинства (то есть правительство будет формировать партия, занявшая большинство мест в парламенте страны);
расширение парламентского списка в сторону увеличения депутатов, избираемых от политических партий;
введение института вице-президента страны (данная позиция позволит наделить реальными полномочиями второго человека, назначаемого непосредственно главой государства).

Результат
Казахстан приближается к западно-европейским стандартам демократии, когда парламент формирует правительство страны.
Правительство формируется на основе партийного большинства в парламенте, то есть в кабинете министров будут находиться знакомые всем лица. Как следствие этого, после выборов в парламент можно ожидать смену правительства республики, и формирование его по новым правилам.
При принятии изменений в отношении увеличения числа депутатов, избираемых по партийным спискам, оппозиционно настроенные общественно-политические объединения рискуют оказаться на периферии политических процессов.
Фактически страна переходит к двухпартийной системе, где для оппозиционно настроенных партий отводится незначительное и малозаметное место.
Изменение конституции влечет за собой перевыборы президента Казахстана, что продлевает его срок нахождения на столь высоком посту.
Возможное появление института вице-президента является своеобразной поддержкой и гарантом на время появления форс-мажорных обстоятельств.
Завершение партийного строительства ведет к распространению контроля над внутриполитической ситуацией в республике на среднесрочный период.
Так что следствием вышеобозначенных процессов к концу года может стать новая Конституция, вновь переизбранный президент, возможно вице-президент, правительство, сформированное по новому принципу, а также двухпартийная система, исключающая активное присутствие в стране оппозиционно настроенных общественно-политических объединений.

Продолжение следует