Всего Ерлан Ашим приобрел 128 аншлагов – именно столько строений находится на переименованной улице. Каждая табличка обошлась бизнесмену в 40 тысяч тенге (общая стоимость – 5,1 миллиона).
"Если когда-нибудь в Караганде поднимут вопрос о переименовании улицы Гоголя, я первый буду против. Это классик, который принадлежит человечеству. Нужно обладать развитым историческим сознанием, чтобы понимать, кто такой Ленин. Если сохранять его фамилию в названии улиц, то логично присваивать им и фамилию Голощекина – друга и сподвижника Ленина. Он еще ближе Казахстану, потому что правил им несколько лет. Этот человек расстреливал детей, устроил голод 1932-1933 годов, проводил Малый Октябрь (политический курс, направленный на подавление местных национальных элит). Но никто же этого не делает", — объяснил свой поступок господин Ашим.
По словам акима района имени Казыбек би Караганды Нурлана Рыстина, при уточнении бюджета расходы на приобретение адресных табличек в связи с переименованием улицы Ленина не предусматривались. Так, Ерлан Ашим во время общественных слушаний, где обсуждалось переименование, выразил желание их оплатить. Таким образом он отреагировал на аргумент о лишних бюджетных тратах, который высказывали противники ономастических преобразований.
Вообще практика переименования улиц, населенных пунктов, деревень и даже городов является довольно частым явлением в Казахстане. Тем не менее подобные инициативы, как правило, сопровождаются резонансом и неоднозначной реакцией со стороны общества. Но насколько эта тема остра и актуальна? Стоит ли общественности уделять этому большое внимание? И в чем причины распространенной в Казахстане практики переименований? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с известным отечественным общественным деятелем и главой Союза мусульман Казахстана Муратом Телибековым.
— Все, что происходит сегодня в общественной жизни, вызывает не просто любопытство, но представляет большой научный интерес. В молодости я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Рекультивация земель». Думаю, что получилась бы неплохая докторская на тему «Рекультивация коллективного сознания». Сегодня мы наблюдаем удивительную трансформацию моральных ценостей, изменение нравственных ориентиров. Я не испытываю неприязни, возмущения или восторга. Мне чрезвычайно интересно наблюдать, насколько гибким может быть человеческое сознание! Как легко манипулировать людьми, вынуждая их совершать абсурдные поступки. Взять хотя бы этого карагандинского бизнесмена, который переименовал улицу Ленина на Абая и пожертвовал на это собственные деньги. Этот факт интересен тем, что он представляет собой квинтэссенцию происходящего. Уверен, что этот человек никогда не читал трудов Ленина, а все его знания почерпнуты из Интернета. Мощная информационная атака оказалась вполне достаточной для того, чтобы человек сформировал свое мировоззрение и превратился в бездумное существо.
— В чем, на ваш взгляд, причина подобных инициатив? Многие видят в этом отказ от советского прошлого Казахстана или же своеобразное дистанцирование от российской культуры. Что вы можете сказать на этот счёт? И в какой степени эти решения можно назвать правильными, рациональными и обоснованными?
— Человеческое сознание иррационально. Мы часто поступаем вопреки логике и здравому смыслу. Вырабатываются своеобразные социальные рефлексы, способны сподвигнуть человека на безумные поступки. Дело не в советском прошлом и неприязни к российской культуре. Думаю, что карагандинский патриот так же легко поменяет улицу Абая на Майкла Джексона или Нельсона Манделу, если направить на него соответствующий информационный поток. Возможно, причина кроется в нашей ментальности. Именно поэтому мы так легко разбазариваем национальные богатства, закладываем будущее детей и внуков, наплевательски относимся к образованию и здравоохранению. Возможно, именно этим объясняются карикатурные шараханья из одной крайности в другую. Вчера человек фанатично поклонялся Ленину, сегодня так же страстно ненавидит его. Жаль, что никто из наших ученых не пытается исследовать этот психологический феномен, а ведь он имеет довольно глубокие корни. Кстати, большое влияние на ономастическую лихорадку оказывает и геополитическая ситуация. Безответственные заявления отдельных российских политиков о притязаниях на северные территории Казахстана усугубляют настороженность и недоверие наших властей. Мы стремимся как можно быстрей поменять названия улиц и городов, возвести вместо старых памятников новые, наивно полагая, что это отведет нависшую угрозу.
— Если взять для сравнения ту же Россию, то там, напротив, зачастую появляются улицы, отсылающие к казахстанской культуре и к известным деятелям нашей страны. Можно ли рассматривать это как доброжелательный жест? И как Казахстану на это правильно реагировать?
— Как бы плохо мы ни говорили о России, надо признать, что общий уровень культуры там выше. Один из признаков прогрессивной цивилизации – бережное отношение к своей истории, терпимость и уважение к чужой культуре. К сожалению, в Казахстане мы часто сталкиваемся с фактами вандализма в отношении не только чужой, но и своей национальной культуры. Я до сих пор с грустью смотрю на место, где некогда возвышался детский театр. Сейчас там фешенебельный отель. Это плохой признак, когда народ разрушает театр, а на его месте возводит «постоялый двор». В Соединенных Штатах меня удивил город под названием Санкт-Петербург (Сент-Питерсберг) в штате Флорида. Его основателем стал русский иммигрант, потомок старинного княжеского рода Петр Дементьев. Я спросил у мэра: «Почему не переименуете город?».
— Зачем? – с улыбкой ответил он. – Это наша история.
— Неужели не затрагивает патриотических чувств?! Не ущемляет национальное достоинство?!
— Ущемить можно очень маленькое достоинство. У меня оно достаточно большое, – рассмеялся он, демонстративно засунув руки в карманы брюк.