Не так давно на одном из казахскоязычных порталов было опубликовано высказывание Асхата Касенгали о необходимости освоения северных территорий Казахстана.
«После событий 2014 года в Крыме стала очевидной необходимость переселения казахов в северные и восточные регионы Казахстана. Поскольку нет гарантии, что «крымский сценарий» не повторится в другой стране», ― заявил автор.
Как отмечает автор, на северных территориях страны до сих пор есть районы, села и города, где численность коренной нации не достигает даже 50 процентов.
«Ежегодно огромное количество жителей северных и восточных регионов Казахстана уезжают на историческую родину. Это демократическое право и выбор любого гражданина. Однако северные деревни и районы, население которых сократилось, находятся в запустении», ― сетует Касенгали.
По его словам, к 2050 году численность населения на юге страны достигнет 6 миллионов человек, а население северных регионов будет в пять раз меньше этого показателя.
«Понятно, что эта цифра тревожная. Поэтому необходимо усилить работу по переселению граждан на север страны и в разы увеличить социальную поддержку, оказываемую им», ― заключил автор.
Если в целом рассуждать о явлении казахизации, то насколько этот вопрос важен и актуален как с точки зрения политической жизни нашей страны, так и с позиций общественных интересов? Существуют ли те риски, о которых рассуждает автор? В этих вопросах корреспонденту медиа-портала Caravan.kz помог разобраться известный общественный деятель и лидер казахстанских интернационалистов Бахытжан Копбаев.
— Что касается казахизации, то есть определенная программа Казахстана, по которой государство уже сделало определенные выводы, — отметил господин Копбаев в начале разговора. — И недавние высказывания главы РК, что следует оказывать еще большую финансовую поддержку переселенцам с юга на север, говорят о том, что власти заинтересованы заселить регион теми, кто был "излишками" на юге. Потому как Южный Казахстан — беднейший регион нашей страны с большим уровнем безработицы. Поэтому это вполне нормальный и естественный процесс. Подобным занимаются все страны.
Другой момент — неоднозначное освещение подобной темы в СМИ. Зачастую об этом высказываются авторы, которые являются маргинальными людьми, желающими "поймать волну". Большинство из таких авторов сами покинули свои регионы и сидят в Алматы или в Нур-Султане. Я общался со множеством людей, переселившихся с юга на север, и скажу вам с уверенностью: в казахизации данный вопрос не стоит. Многие казахские дети на севере продолжают ходить в русские школы, либо потому, что им так удобнее, либо потому, что казахской школы в том или ином поселке нет. К тому же с юга переселяются не только казахи, но и русские, и узбеки, и турки, и представители других национальностей. Север действительно испытывает массовый отток населения. И откуда, если не с юга, что является лидером по уровню безработицы в стране, ждать переселения?
Русскоязычные регионы и до этого объединяли с другими, чтобы казахскоязычная часть населения преобладала — Семей и ВКО, Талдыкорган и Алматинская область, Жезказган и Караганда. Такая практика проводится уже давно. Но и на севере нельзя видеть лишь одну цель данной политики. Как и не стоит разглядывать в этом угрозу "крымского сценария". Это скорее такие радикальные фантазии.
Но я отмечу, что у общественности несколько другие позиции. Я имею в виду, что нет такого, что кто-то из патриотических чувств хочет с юга переехать на север. Я не видел ни одного казаха, который сказал бы, мол, "на севере много русских, и я пойду разбавлю их собою". Нет. Люди просто-напросто оказались в плачевном состоянии. Южный Казахстан — это нищий регион. Поэтому для людей, которые потеряли надежду на будущее, переселение на север является вариантом на улучшение качества жизни. Данная программа открыта и для русских, и для представителей других национальностей. По этническим признакам тут дискриминации точно нет.
В заключение хочу отметить, что север необходимо заселять, и не обязательно только южанами. Властям нужно составлять грамотные программы, однако они решили пойти по самому легкому пути. Казахстан является единственной среднеазиатской страной, где естественный прирост населения не превышает критической нормы — из 16,5 миллиона населения с распада СССР до 18 миллионов. Это очень скромный показатель. Но, во всяком случае, это лучше, чем в России, где наблюдается огромный демографический кризис, — сказал в завершение общественный деятель.