Пенсионный лабиринт - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-2 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пенсионный лабиринт

Пенсионный лабиринт

В этом году пенсионной системе Казахстана исполняется 10 лет.

  • 6 Февраля 2008
  • 2292
Фото - Caravan.kz

Ни энтузиазма, ни удовлетворения, ни желания бурно поздравлять друг друга, бросая в воздух чепчики, юбилей не вызывает — прошедшие годы отнюдь не принесли решения проблем пенсионного обеспечения, а лишь добавили новых.
«Старые» пенсионеры недовольны размерами сумм, на которые невозможно выжить, возмущены добавками, которые иначе как подачками не назовешь.
Недавно активисты движения «Поколение» отправили премьер-министру страны письма, в которые вложили суммы шумно отрекламированных и мизерных на самом деле январских перерасчетов.
«Новые» — те, кому пришло время уходить на заслуженный отдых сейчас, теряются перед стеной крючкотворных формальностей и бумажной волокиты: нужно собрать гигантское количество бумаг и бумажечек, фантастических по отсутствию логики априори.
Ну, а те, кому до почтенного возраста еще далеко, заведомо сомневаются в том, что будут иметь достойное его обеспечение…
Скепсис этот вполне оправдан. К примеру, на недавнем заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения глава ведомства Бердибек Сапарбаев заявил, что «своего разрешения требует ряд проблем, связанных с порядком индексации пенсионных выплат, повышением уровня базовых пенсионных выплат, устойчивости и эффективности накопительной пенсионной системы, завершением оптимизации пенсионных счетов, ужесточением контроля за своевременным и полным перечислением пенсионных взносов работодателями».
Здесь же было сказано, что задолженность казахстанских предприятий по обязательным пенсионным взносам составляет более 8 миллиардов тенге. То есть: человек добросовестно трудится, пенсионные проценты из его зарплаты методично удерживаются, но в НПФ деньги не поступают. Таков корыстный умысел предприятия, рассчитывающего на авось: ведь далеко не каждый сотрудник то и дело проверяет свой пенсионный счет — кому-то лень. Кто-то забывает, кто-то просто значения не придает, а тем временем денежки крутятся в пользу чьего-то профита. В принципе, это обнаруживается достаточно быстро. Но многие граждане, не веря в светлое пенсионное будущее, предпочитают договориться с работодателем и получать зарплату «на руки» без всяких отчислений. Бог его знает, что будет с тем или иным фондом через 20-30 лет, да и инфляция темпов пока не снижает, так не лучше ли попользоваться денежками сейчас, чем отправлять их в пусть и вроде свое, но довольно туманное будущее?
Когда в 1998 году страна переходила на новую систему пенсионного обеспечения, теоретически все выглядело вполне логично: пора избавляться от патерналистского настроения — мол, государство обязано содержать всех стариков. Будь добр, гражданин, самостоятельно обеспечить собственную старость — трудись, зарабатывай. А накопительный фонд поможет сохранить и преумножить твои капиталы.
Одной из главных задач было создание института отечественных инвесторов, для того чтобы активно заработала казахстанская фондовая биржа, через которую люди стали бы совладельцами крупных предприятий. Но ничего подобного не произошло. Конечно, пенсионные вклады казахстанцев — лакомый кусочек для любой финансовой структуры. Пенсионные фонды создали капитал, оцениваемый в более чем триллион тенге. Сегодня пенсионные активы составляют почти 10 процентов от ВВП. Однако сами по себе при нынешнем положении дел эти запасы малоэффективны. Налицо — отрицательная доходность НПФ, полное отсутствие эффективных инвестиционных инструментов, игнорирование системы со стороны правительства. По мнению специалистов, пенсионные накопления изначально поставлены в дискриминационное положение.
Во всем мире эти так называемые длинные деньги позволяют вытягивать мощные капиталоемкие проекты, что порой не под силу государству. У нас же они на коротком поводке, в 14 функционирующих НПФ.
Более всего народ, естественно, тревожит именно сохранность накоплений. Во многих странах, к примеру, в США, где существуют и частные, и государственные фонды, большинство вкладчиков предпочитают частные. При этом они абсолютно уверены в безусловной надежности фондов — настолько гарантированно их капиталы застрахованы. Даже в случае банкротства того предприятия, куда они инвестированы, ни один пенсионер не пострадает, сработает страховка. При фондах действуют компетентные инвестиционные советы, которые скрупулезно просчитывают, куда именно лучше вкладывать деньги. Реформа, начатая здесь еще в пятидесятые годы, спрогнозирована на десятилетия вперед. Против приватизации всей системы социальной защиты выступают мощные профсоюзы, поэтому сохраняются государственные фонды, из прибыли которых выплачиваются различные пособия — к примеру, престарелым иммигрантам, не имеющим американского гражданства. А есть еще официально зарегистрированные безработные и те, кто сам себе — босс. Последних, так называемых самозанятых, у нас в стране, по данным агентства по статистике РК, более 3 миллионов, и в старости они могут рассчитывать лишь на свои запасы да мизерное социальное пособие, поскольку ничего не накопили в НПФ.
Принцип «зарабатывай больше — пенсия будет больше» на деле оказался мертвым. Ведь за нас все решило государство. Согласно недавнему постановлению «заботливого» отечественного правительства, вкладчик НПФ вправе снять со своего счета 250 тысяч тенге в год. Это решение подается чиновниками как мудрое и своевременное, ведь до нынешнего года лимит был ограничен суммой в 100 тысяч тенге. Мне лично до сих пор непонятно, почему кто-то будет распоряжаться мною накопленными деньгами и решать, сколько из «кубышки» дозволено потратить в месяц. Кто посчитал, что максимальная пенсия — 21 900, и ни тенге больше, и что этого максимума должно вполне хватать человеку на месяц? Неужто мы должны прослезиться от умиления и благодарности, прочитав официальное сообщение о том, что размер базовой пенсии с 1 января 2008 года повышен до 4210 тенге?
Как достижение социальной политики преподносится то, что в этом году ограничение максимального дохода, принимаемого для исчисления пенсий, изменилось с 15-кратного МРП до 25-кратного. Поскольку месячный расчетный показатель равен 1168, пенсионная планка составит сегодня не 16380, а 29200 тенге. Размер же пенсии не должен превышать 75 процентов от данной цифры. Человеку, вышедшему на заслуженный отдых, дозволено получать строго определенную сумму, рассчитываемую индивидуально для каждого по специальной, очень сложной таблице.
Таким образом, государство берет на себя роль няньки, присматривающей за несмышлеными чадами, которые, надо полагать, спят и видят, как бы побыстрее промотать накопленное непосильным трудом и остаться без средств к существованию. Вряд ли такая опека требуется дееспособным трезвомыслящим гражданам, прекрасно понимающим, что на государство в случае внезапного обнищания надеяться нечего. Неужели правительство наше полагает, что пенсионеры разом сняли бы со счетов все сбережения, спустили бы их в казино, а затем отправились бы клянчить пособие?
Вполне возможно, что какие-либо крупные покупки они и сделали бы — у всех дети и внуки, но все-таки каждый думает о том, что впереди еще — достаточное количество дней, и провести их хочется не на паперти. А если человек неизлечимо болен, знает диагноз и оставшееся до смерти время желает прожить в полное удовольствие — ну, скажем, побывать в разных райских местах мира? Увы, никто не позволит ему этого сделать.
По моему глубокому убеждению, правила выплаты и методы расчета пенсий — есть прямое ущемление прав граждан, наивно полагавших, что они могут распорядиться по своему усмотрению своими же собственными средствами. К тому же, вопреки здравому смыслу, но в строгом соответствии с законом пенсия у нас начисляется не с первого дня 59-го или 63-го года жизни, а с момента принятия всего пакета документов. Знающие люди утверждают, что заниматься их сбором нужно начинать как минимум за год «до того» — это очень непростой процесс, ибо закорючка, небрежно поставленная когда-то кадровиком с плохим почерком, или поблекший оттиск печати могут быть восприняты как покушение на государственную безопасность и обойдутся вам в конечном итоге значительным количеством нервных клеток. Народная молва не зря окрестила министерство социальной защиты населения министерством социального нападения — каждый новоиспеченный пенсионер порой воспринимается чиновниками как дополнительная обуза и потенциальный раздражитель.
Увы, братцы, государств без стариков не бывает…
Сегодня регулярные отчисления в пенсионные фонды производят около 4 миллионов казахстанцев. Но, если с теми, у кого преклонные годы впереди, все более-менее ясно — они будут получать свои дотации строго по накопительной системе, то с теми, кто неудачно поспешил состариться и коптит белый свет сейчас, сплошные проблемы. Все их заслуги перед отечеством нивелируются общими положениями. Не говоря уже о том, что на итоговый результат в денежном выражении прожить нынче просто нереально.
Чтобы называться одной из развитых стран мира, необходимо соответствовать ряду критериев — в том числе, и по социальному обеспечению. При оценке его уровня рассматривается такое понятие как коэффициент замещения — процентное соотношение пенсии к средней заработной плате. В развитых странах оно составляет около 50 процентов средней заработной платы, у нас — 25-28 процентов.
Почему у нас старость так прочно и однозначно подразумевает унижение? Почему пенсионеры у нас не живут, а выживают? Почему они вынуждены экономить абсолютно на всем, питаясь впроголодь, не имея возможности купить лекарства? Выходит, труд их был бессмыслен и годы молодости и зрелости прошли зря?
Вопросы риторические, и я полагаю, дело не только в деньгах. Дело в том, как общество относится к старикам. По этому признаку, как известно, можно судить о его состоянии в целом.
В эти дни в выплатных пенсионных центрах всех городов страны — столпотворение. Больно смотреть на людей, которые пытаются выяснить, почему их в очередной раз унизили, пытаются найти справедливость.
Работники ГЦВП не виноваты — они посчитали правильно, согласно инструкциям, ни на йоту не отступив от закона. Можно сколько угодно плакать, рассказывая, как нелегко было работать сорок лет на заводе — чиновники видят только бумаги. Это нормально, поскольку право на пенсию эмоциями не подтверждается, а исключительно — документами.
Кстати, премьер-министр наш со снисходительной улыбкой порекомендовал всем работникам сферы социальной защиты быть терпеливее и внимательнее к пенсионерам: «Пожилые люди — обидчивы, не мне вам объяснять».
Наверное, ему известен рецепт собственной вечной молодости… Хотя, конечно, вряд ли кому-то из высоких руководителей при достижении пенсионного возраста придется бегать в поисках справки, к примеру, о том, что у организации, в которой он работал, и которая растворилась в небытие, нет долгов по страховым взносам. Хотя жизнь, как известно — штука непредсказуемая.
P.S. Для того, чтобы неискушенный читатель хотя бы слегка погрузился в закоулки пенсионного лабиринта и ощутил убийственную казенную силу его тупиков, приведу лишь краткую выдержку из официального документа.
«Первая методика при расчете пенсий для тех, кто вышел на заслуженный отдых до 1 января 2003 года, — по отраслевому принципу. Для каждого пенсионера отдельно определяется персонифицированный расчетный коэффициент (ПРК). Для этого берется среднемесячная заработная плата пенсионера за тот год, когда он вышел на пенсию. Это число делится на среднюю заработную плату по отрасли, в которой он работал, за тот же самый год. Эти сведения содержатся в специальном классификаторе, составленном Агентством по статистике РК, где указаны 67 видов экономической деятельности и средние зарплаты по ним с 1960-го по 2002 год. Результат деления — это персонифицированный расчетный коэффициент. Далее высчитывается коэффициент трудового стажа. Необходимый стаж до выхода на пенсию у женщин составляет 20 лет, у мужчин — 25 и рассчитывается он на 1 января 1998 года, так как после этого в республике начали действовать пенсионные фонды. При стаже в 20 лет у женщин и 25 у мужчин базовый коэффициент трудового стажа составляет 0,6. За каждый год переработки коэффициент увеличивается еще на 0,1, однако максимальный коэффициент составляет 0,75. Коэффициент трудового стажа умножается на ПРК и получается коэффициент трудового участия (КТУ). Этот коэффициент умножается на среднюю заработную плату по отрасли, взятую за 2002 год, — полученная сумма и составляет размер пенсии после перерасчета».

Фото с сайта http://news.mail.ru