Главный финансист страны опять стал ньюсмейкером номер один на этой неделе. Отвечая на вопросы депутатов в парламенте, он сообщил о дальнейшей судьбе пенсионных денег населения. Понятно, что это касается каждого казахстанца, поэтому выступление вызвало очень бурные обсуждения.
– Мы сейчас работаем с правительством по кредитованию. Дополнительно мы рассматриваем возможность, что средства ЕНПФ и в этом, и в следующем году пойдут на кредитование экономики. Это будет касаться и банков, и жилищного строительства, и смежных секторов. То есть тенге, доступный и недорогой, будет предоставлен экономике – с этим никаких вопросов нет, – сказал Келимбетов.
Кроме того, председатель Нацбанка считает, что в долгосрочной перспективе тенге будет укрепляться по отношению к доллару, а также будет меньше зависеть от цен на нефть.
Мы попросили прокомментировать ситуацию бывшего главу Ассоциации пенсионных фондов, председателя правления общественного объединения “Финпотребнадзор” Айдара АЛИМБАЕВА:
– Предложение больше касается инвестирования в реальный сектор, в строительство недвижимости. Правда, пока неизвестно, какая это недвижимость: промышленная, жилая, арендная, социальная, коммерческая. В свое время, когда затевалась эта пенсионная реформа, было прописано, что целью является аккумулирование пенсионных средств граждан для обеспечения старости и инвестирование этих денег в реальный сектор экономики. В этом смысле предложение Келимбетова вполне обычное, в соответствии с законом. Ничего нового сказано не было.
Другое дело, что реализация этого предложения вызывает опасения, и довольно серьезные. Есть риски разворовывания этих средств на этапах их прохождения чиновниками всех уровней и всех мастей. Есть риски, что все это может происходить непрозрачно, и там возможны нецелевые расходования, махинации. Есть риски, что те люди, которые это будут делать, могут натворить дел, а потом уйти от ответственности.
Настораживает и то, что планируют все это делать через коммерческие банки. Было бы лучше, если бы инвестирование экономики велось напрямую, без посредничества банков. Это реально сделать, можно разработать такой механизм. Это моя точка зрения. Ведь опыт показывает, что, когда деньги идут через банки в рамках каких-либо программ, те удлиняют цепочку, не торопятся реализовывать программу, начинают эти деньги в своих интересах обслуживать и так далее. Это лишнее звено. Хотя окончательно судить еще рано. То, что сказал Келимбетов, – только предложение, подробностей мы еще не знаем, как все будет.
Алматы