Судите сами: по состоянию на 1 октября 2011 года накопленный уровень инфляции в Казахстане за 5 лет составил 61,6 процента. Или 12,3 процента в среднем за год. За это же время средний коэффициент дохода по пенсионным активам НПФ составил 32,3 процента. В среднем за год – 6,5 процента. С начала прошлого года пенсионные взносы увеличились на 17,3 процента, а пенсионные накопления вкладчиков – только на 11,7 процента. То есть низкая доходность наших пенсионных активов не покрывает даже инфляцию.
Все это, по мнению авторов отчета, ставит проблему плохой работы НПФ в разряд системных рисков финансового сектора всей страны. Если реальная доходность пенсионных фондов не вырастет, то вся эта ситуация может спровоцировать кризис всей пенсионной системы – и не только ее.
Опять кризис виноват?
Сегодня большая часть пенсионных фондов не зарабатывает, а проедает деньги своих вкладчиков, многие из которых уже получили выписки с индивидуальных пенсионных счетов за 2011 год, где вместо дохода в некоторых месяцах указаны убытки.
Между тем речь идет о громадных деньгах: собственные активы всех НПФ составляют около 90 миллиардов тенге, собственный капитал – 80 миллиардов тенге.
Самыми рисковыми, согласно отчету, являются фонды “Казахмыс” и “ҮларҮмiт”. Первый не выполняет норматив по достаточности собственного капитала, второй – норматив по обеспечению минимальной доходности.
Причину низкой доходности пенсионной системы эксперты Нацбанка видят в слабо развитом фондовом рынке Казахстана и… мировом финансовом кризисе. Мол, из-за этого НПФ выбирают консервативные модели инвестирования, чтобы если не умножить, то хотя бы сохранить накопленное. Это заставляет фонды направлять наши деньги на покупку государственных ценных бумаг. Они надежны, но дохода, по сути, не приносят. Даже немного убыточны. Так, доходность по долгосрочным облигациям МФ МЕУКАМ составила в октябре 2011 года 5,3 процента, что меньше уровня инфляции.
А компании вроде “КазМунайГаза”, ENRC, “Казахмыса” или “Казахстан темир жолы”, выпускающие самые доходные бумаги, которые обеспечены казахстанскими ресурсами, предпочитают размещать свои акции не в стране, а за рубежом.
Получается странная ситуация: денег в стране много, экономику развивать надо, можно производить большое количество товаров для внутреннего рынка, но использовать все это мы не в состоянии, потому что слишком рисково. Никто никому не верит. Из 115 эмитентов Казахстанской фондовой биржи 33 допустили дефолт по своим ценным бумагам. То есть не платят вовремя по долгам. Какое уж тут доверие…
Рынок слабоват
– Проблемы, изложенные Нацбанком, действительно могут привести к кризису пенсионной системы страны. В какой-то степени кризис уже происходит. Это связано не только с низкой доходностью, которую демонстрируют НПФ, но и с отсутствием решений проблем, – считает управляющий директор АО ORKEN Invest Дамир СЕЙСЕБАЕВ.
Основная проблема – в слабости отечественного фондового рынка. Пенсионным фондам, как основному в стране инвестору, на казахстанском рынке нечего покупать. Кроме государственных и квазигосударственных ценных бумаг.
– Отсутствие качественных эмитентов – основная проблема фондового рынка Казахстана и НПФ. В свою очередь отсутствие качественных эмитентов – это результат того, как устроена экономика Казахстана, потому что государство играет основную роль. Нам просто необходимо стимулировать развитие частного капитала. Но это очень сложно сделать в нашей стране, – уверен аналитик.
– С другой стороны, непонятно, почему НПФ не стремятся заработать на фондовых рынках других стран, хотя им разрешено инвестировать в бумаги зарубежных эмитентов с высоким рейтингом (доля этих ценных бумаг может составить 30 процентов), использовать опционы для страхования позиций? При качественном управлении активами фонды могли бы получить более высокую доходность, – считает Д. Сейсебаев.
Государство за все заплатит?
Пенсионное законодательство построено таким образом, что НПФ не заинтересованы в своей нормальной работе, уверена директор центра анализа общественных проблем Меруерт МАХМУТОВА.
– В 2009 году государство гарантировало сбережения населения в пенсионных фондах, это означает, что в случае превышения уровня инфляции над доходностью пенсионных сбережений разницу возмещает республиканский бюджет. С одной стороны, это хорошо – государство таким образом гарантирует вкладчикам сохранность их пенсионных накоплений. С другой – это снижает ответственность пенсионных фондов по обеспечению доходности. К чему стараться, ведь разницу все равно покроет государство! Однако эта мера действует только в отношении тех пенсионеров, которые сейчас выходят на пенсию. Пока их относительно немного, и нагрузка на бюджет небольшая. Но в будущем, если ситуация с низкой доходностью пенсионных фондов сохранится, а таких вкладчиков будет гораздо больше, вырастет нагрузка на бюджет. Сейчас правительство заинтересовано в инвестировании пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, но надо учитывать, что такие инвестиции не принесут доходность выше уровня инфляции. И решить, что важнее: краткосрочная выгода или долгосрочная нагрузка на бюджет? Боюсь, что правительство предпочитает не думать об этом, – считает эксперт.
Еще одной проблемой пенсионного обеспечения граждан является то, что накопительная пенсионная система не охватывает самозанятых – это 2,7 миллиона человек, в основном сельское население, не имеющее работы. У многих вообще никаких пенсионных накоплений нет.
– Возможно, граждане считают, что государство обязано обо всем позаботиться. Но, к сожалению, это не так. И по мере приближения пенсионного возраста это может привести к социальному взрыву: проблемы самозанятых станут проблемами общества, – прогнозирует М. Махмутова. – Правительству необходимо не гнаться за низкими показателями безработицы – сейчас они бодро рапортуют, что она составляет менее 6 процентов, а создавать рабочие места.
Иначе через несколько лет сотни тысяч казахстанцев окажутся за чертой бедности.