Пенсионная система: "плохие инвесторы" и "некачественные деньги" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пенсионная система: "плохие инвесторы" и "некачественные деньги"

Пенсионная система: "плохие инвесторы" и "некачественные деньги"

Пенсионный фонд "УларУмiт" не так давно отпраздновал юбилей своего семилетия. Несмотря на праздничное настроение администрации фонда, негосударственная пенсионная система, как известно, переживает сегодня не лучшие времена.

  • 8 Декабря 2004
  • 1414
Фото - Caravan.kz

Основным выходом из ситуации, как утверждают все финансисты и государственные мужи, является развитие фондового рынка, которого нет, и который не известно, когда появится.
Как сказал президент Назарбаев на Конгрессе финансистов, на сегодняшний момент 13 из 16 пенсионных фондов вышли с отрицательной доходностью.
По признанию президента «Улар Имiт» Салтанат Елшибековой, хотя фонд и входит в это «несчастливое число», в день рождения сотрудники фонда и учредители рассказывали о самом хорошем, о больших планах на будущее и т.д. В общем, старались заразить собравшихся гостей оптимизмом.
В результате этого журналистская братия начала подозревать виновников торжества в проведении банальной рекламной кампании. В ответ на это директорат фонда напрочь отрицал свое желание создать хороший фон и продолжал отпираться, — дескать, в день юбилея хочется рассказать о достижениях и не более того. Однако, как говорится, хоть сто раз скажи слово халва, слаще во рту не станет…
Одну из причин сокращения инвестиционной доходности пенсионных фондов эксперты видят в падении доллара. Прежде, в период стабильности и роста американской валюты, фонды как раз зарабатывали на курсовой разнице при росте американской валюты, банально напоминая обменные пункты. И как все видят, USD сегодня имеет тенденцию к падению с того самого периода, когда республиканцы обосновались в Белом доме и начали разыгрывать иракскую карту.
Андрей Цалюк, руководитель информагентства «Ирбис», привязывает кризис пенсионной системы к е очень высокому профессионализму участников этого рынка. Если они пеняют на падающий доллар, в мире существуют и другие валюты: евро, тугрики, фунты, юани, йены… В чем проблема?
Как подтверждают и сознаются сами представители пенсионных фондов, основные средства (около 80%) действительно были вложены в долларовые ценные бумаги.
А это грубое нарушение законов диверсификации (того же страхования рисков). Это говорит лишь о том, что компании по управлению пенсионными активами не желают «лишний раз шевелиться». Ведь чтобы получить свою маржу на растущей валюте, много ума не надо.
Если они сегодня начнут повально вкладывать средства в тенге, а доллар начнет прибавлять в весе, НПФ опять окажутся «в пролете».
Следовательно, основной их проблемой является недостаточный уровень профессионализма, необходимый для работы с ценными бумагами.
Но, конечно же, главной причиной падения пенсионной системы является дефицит высокодоходных ценных бумаг и отсутствие фондового рынка. Правительство уже давно делает потуги для развития финансовой системы в этом отношении. Но, к сожалению, дальше констатации факта дело не уходит. Сегодня участники пенсионного рынка только лишь питают надежды на то, что в недалеком будущем появятся новые инструменты, которые и должны будут выправить ситуацию.
Однако, несмотря на то, что директораты пенсионных фондов и утверждают, что их деятельность нельзя оценивать лишь за период одного года, намекая на общий обвал, дополнительные финансовые инструменты нужны именно сегодня.
Из слов г-жи Елшибековой так и сквозит упование на то, чего еще нет в природе — новые финансовые инструменты, агрегаты и т.д.
Пруденциальные нормы Нацбанка достаточно строги. И если ситуация на пенсионном рынке не исправится, т.е. доходность НПФ не повысится, число фондов неминуемо сократится.
И, похоже, некоторые участники рынка морально к этому уже готовы. Вернее, готовы к тому, что закроют какой угодно фонд, только не их. Многие эксперты и ответственные сотрудники некоторых НПФ утверждают, что сокращение фондов — дело естественное и неизбежное. Они приходят к тому, что примерно 7, 8 или 9 фондов для Казахстана вполне достаточно. Как это однажды случилось в достославной Чилийской Республике.
К числу причин отсутствия фондового рынка Салтанат Елшибекова отнесла дефицит специалистов по ценным бумагам в компаниях-потенциальных эмитентах.
Всего, на KASE насчитывается 48 компаний, которые имеют листинг А. Это, конечно же, предприятия крупного бизнеса. Из них 28 не являются банковскими учреждениями.
К слову сказать, на рынке прослеживается и другая практика. Крупные эмитенты, которые даже и запускают свои акции на биржу, тут же их скупают. Все это делается для банального сокращения налоговых выплат. С одной стороны, за выпуск акций выплачивается энная сумма в налоги, а с другой стороны, при покупке акций компании могут отнести себе это в зачет.
Сегодня, как и раньше, многие эксперты утверждали, что недоразвитость фондового рынка упирается в несбалансированную налоговую политику. А это уже приводит к скрытости в механизме принятия и исполнении решений, что вызывает большое недоверие со стороны потенциальных инвесторов. Как известно, весь фондовый рынок строится в том числе и на доверии, пси-факторах и т.д. Не будет доверия, не будет фондового рынка.
Так говорят уже давно, и это, видимо, является хорошей причиной для прикрытия каких-либо иных причин. К примеру, дефицита специалистов по ценным бумагам и мотивов для выхода на рынок акций. Хотя, причин может оказаться намного больше. И если их выстроить в ряд, образуется не только тренд (тенденция), но и целая система.
Однако другие эксперты не согласны с утверждением, что крупные казахстанские предприятия страдают закрытостью и дефицитом прозрачности.
Андрей Цалюк в своем недавнем интервью сказал (по его выражению, уж не первый раз), что недостатка в прозрачности нет. Сейфы и шкафы фондовой биржи буквально ломятся от переизбытка различных финансовых документов, аудиторских заключений, анализов и т.д. Просто не все прилагают свой труд изучать эти тома. Но проблема даже не в этом. Г-н Цалюк подозревает, что официальные финансисты-строители финансовой системы не до конца имеют представление о реальных запросах казахстанских собственников компаний-эмитентов.
Он говорит, что до сего момента казахстанская экономика развивалась и обходилась без фондового рынка. Обходится, как показывает практика, и сегодня. Можно выстроить самую идеальную систему, но если на нее не будет спроса, она никогда не заработает. И до тех пор, пока у рынка акций не повысится спрос, он так и не будет включен.
Кроме того, проблема заключается в том, что, на взгляд отечественных владельцев крупных и средних предприятий, на рынке нет «качественных денег» и «хороших инвесторов». Если какая-либо компания-монстр решила расширить капитализацию, она непременно идет в Европу. Туда же идет и какой-нибудь отечественный банк. Вот уж где действительно «качественные деньги» есть.
Другая причина эмбрионального состояния рынка акций заключается в страхе стратегических инвесторов потерять контроль над предприятием. И чтобы этого не произошло, придется реально играть на бирже, и опять вкладывать собственные средства. В конце концов, это превращается в лишнюю головную боль. Как говорится, «для чего попу баян, если есть кадило…».
Как известно, единственная и первоосновная цель акционерного движения заключается в привлечении средств на приемлемых условиях. Наши финансовые умы занимались созданием инфраструктуры, законов и прочих наслоений и надстроек. Они, казалось, сделали все…И настолько увлеклись, что начали создавать фондовый рынок ради фондового рынка.
Но, к великому сожалению, под тяжестью, умных мыслей, теорий и других факторов, просто позабыли о первоосновной цели и, следовательно, не достигли ее. В результате многие оказались у разбитого корыта: отечественная буржуазия не может найти доступных финансовых ресурсов на местном рынке. Это напоминает строительство коммунизма, где главные строители руководствовались какими угодно целями, только не построением коммунизма.
Похоже и властям фондовый рынок нужен ради фондового рынка, т.е. для некоего престижа или имиджа в международных отношениях и для мировой общественности.
Андрей Цалюк возлагает определенные надежды на создание Совета эмитентов при Агентстве финансового надзора. Но вероятнее всего, туда войдут, по большей части, банкиры. Здесь сложилась практика, когда основными эмитентами в Казахстане являются именно банки. В странах с развитой инфраструктурой, банковские учреждения обычно являются посредниками или крупными инвесторами, и намного реже — эмитентами. Такая тенденция, вероятно, является проблемой роста.
По мнению руководителя «Ирбиса», выпуск одних лишь проектных (инвестиционных) облигаций ситуацию не спасет. Здесь требуется разработка и качественное исполнение целостной политики на государственном уровне. Большим плюсом может послужить вывод на рынок долевого участия национальных компаний. Приход на рынок нацкомпаний может дать толчок для развития ПИФам. Дойдя до определенного уровня, с ними уже смогут работать и НПФ.
И все же выходом из ситуации может послужить иное, нечто большее. Во-первых, необходимо узнать секрет местной буржуазии, почему она не выходит на биржу. Во-вторых, эмитенты начнут выходить в свет, когда найдут «качественные деньги» и «хорошего инвестора». В этом случае может решиться проблема повышения профессионализма сотрудников, ответственных за работу с ценными бумагами.
Руководитель «Ирбиса» сказал, что на рынке «мало денег», вот почему у нас нет фондового рынка. Однако это звучит, на первый взгляд, немного странно. Ведь, как известно, многие говорят о том, что казахстанская экономика капитализирована до предела. Но здесь есть один недостаток: деньги в Казахстане «дорогие и короткие». Как только здесь появятся дешевые и длинные финансовые ресурсы — т.е. решится наиглавнейшая задача, — мы, возможно, сможем наблюдать рассвет рынка акций.
Но это очень сложная проблема, которую, вероятно, не удастся решить в ближайшее время административными мерами. К примеру, Анвар Сайденов, глава Нацбанка, заявляет о стремлении к повышению ставки рефинансирования. А это уж точно не играет на развитие фондового рынка. Во-вторых, отечественные банкиры говорят, что они никак не могут опустить ставку вознаграждения за свои кредитные ресурсы. Она связана со ставкой рефинансирования в России и в целом по СНГ. Следовательно, здесь прослеживается некая зависимость от экономики нашего северного соседа.
По мнению отечественных банкиров, если даже они и опустят эту пресловутую маржу, это может вызвать отток местного капитала в сопредельные государства. Чего никак нельзя допустить.
В результате мы приходим к выводу о том, что развитие местного фондового рынка в чем-то зависит от развития банковской, финансовой системы у нашего северного соседа. Вернее, в части стоимости кредитных ресурсов. Невольно напрашивается мысль о том, что наши финансовые ресурсы связаны невидимыми ниточками, подземными ручейками. И нам, банкирам в частности, снова приходится держать руку на пульсе Москвы, как в старые добрые времена.
Ниже приводится таблица, где можно увидеть современное состояние накопительной системы и динамику условной пенсионной единицы казахстанских НПФ с начала деятельности по 1 ноября 2004 года.

Изменение УПЕ, % годовых
Фонд Дата начала деят.: Значение УПЕ на начало 01.11. 2004 г. С начала: За последние:
      деят. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 6 мес. 3 мес. 1 мес.
ГНПФ 15.01.98 289,0985 (+0,15) 27,81 (-0,29) 8,59 (-0,20) 4,60 (-0,13) 0,06 (+0,19) 1,32 (+0,72) 3,75 (+2,59) 1,73 (+1,7)
НБК 24.02.98 321,3169 (+0,16) 33,08 (-0,35) 8,02 (-0,18) 4,99 (-0,14) 1,63 (+0,03) 2,83 (+0,65) 3,73 (-0,38) 1,89 (-1,7)
ВТФ 20.03.98 310,3223 (+0,14) 31,75 (-0,35) 8,36 (-0,20) 5,67 (-0,19) 4,05 (-0,27) 5,76 (-1,18) 6,51 (-0,28) 1,61 (-3,1)
НПФ 22.03.98 336,8044 (+0,58) 35,78 (-0,17) 9,16 (-0,02) 6,72 (+0,04) 5,26 (+0,20) 6,64 (+0,20) 7,46 (+0,41) 6,81 (+1,5)
Им. Кунаева 24.03.98 282,3166 (-0,56) 27,57 (-0,60) 7,32 (-0,47) 4,45 (-0,57) 4,25 (-1,26) 4,20 (-2,69) 2,90 (-2,52) -6,64 (-15,9)
Казахмыс 19.04.98 327,7750 (+0,30) 34,81 (-0,30) 7,80 (-0,11) 4,26 (-0,02) 3,07 (+0,07) 5,45 (+1,77) 8,68 (+0,63) 3,59 (-3,9)
Улар Умiт 20.04.98 322,5182 (+0,25) 34,03 (-0,32) 8,11 (-0,14) 4,14 (-0,05) 3,43 (-0,05) 3,50 (+1,01) 4,04 (-0,64) 2,94 (-1,9)
Казахстан 28.04.98 312,6242 (+0,64) 32,62 (-0,12) 8,65 (+0,02) 5,62 (+0,13) 5,51 (+0,26) 7,64 (+0,42) 8,55 (+0,47) 7,53 (+0,7)
НГД 28.04.98 313,1543 (+0,29) 33,26 (-0,30) 7,39 (-0,10) 4,69 (-0,05) 3,36 (+0,01) 4,18 (+0,66) 5,02 (-0,71) 3,40 (-0,5)
Курмет 22.01.99 259,9647 (+0,19) 27,67 (-0,33) 8,01 (-0,16) 4,68 (-0,11) 3,41 (-0,13) 6,45 (-0,35) 6,82 (-1,34) 2,20 (-3,5)
ААКМГ 03.03.99 225,2385 (+0,46) 22,08 (-0,15) 8,41 (-0,05) 5,50 (+0,02) 3,34 (+0,25) 5,48 (+0,66) 6,30 (-0,10) 5,45 (-0,4)
Сенiм 20.07.99 175,6157 (+0,05) 14,29 (-0,22) 8,49 (-0,24) 5,17 (-0,22) 3,86 (-0,37) 5,64 (-1,03) 4,18 (-0,92) 0,58 (-2,5)
Коргау 01.12.99 156,7194 (-0,18) 11,52 (-0,26) 6,75 (-0,29) 3,94 (-0,30) 1,67 (-0,43) 3,22 (-1,29) 3,17 (-3,22) -2,14 (-4,9)
ФМК 07.04.01 130,6832 (+0,30) 8,59 (-0,10) 7,99 (-0,11) 5,62 (-0,08) 3,64 (+0,01) 5,63 (-0,05) 5,34 (-1,46) 3,58 (-1,9)
Отан 26.11.01 122,3581 (+0,32) 7,62 (-0,09) 7,63 (-0,10) 5,77 (-0,08) 4,78 (-0,10) 5,68 (-0,23) 5,11 (-0,90) 3,76 (-1,4)
Капитал 06.03.02 116,2840 (+0,39) 6,12 (-0,03) — — 5,71 (-0,03) 4,22 (+0,06) 5,99 (-0,17) 6,42 (-0,42) 4,59 (-2,8)

Информация подготовлена агентством «Ирбис» и Агентством финансового надзора. Фонды отсортированы в порядке, который отвечает началу их деятельности на рынке. Тренды приводятся: для значения УПЕ — в процентах относительно соответствующих данных на 01 октября 2004 года, для изменения УПЕ — в процентных пунктах (то есть от текущего значения доходности, выраженного в процентах годовых, вычитается значение предыдущего периода) относительно той же даты.
Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru

в материале использовано фото из газеты «Новое поколение»