Пельмешки для зятя - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пельмешки для зятя

Пельмешки для зятя

Свадьба – одно из самых важных событий в жизни. В Казахстане, где проживают представители самых разных национальностей, у каждого народа сохранились свои традиции проведения свадеб.

  • 11 Марта 2011
  • 4149
Фото - Caravan.kz

Свадебные обычаи и церемонии у разных народов возникали не случайно – они были обусловлены традициями, укладом жизни. Сейчас они несколько упростились да и подзабылись, но до сегодняшнего дня дожили самые главные.

Сегодня мы хотим рассказать о свадьбе татарской – о ней нам рассказала Минвафа ЮЗЕЕВА. Когда-то она жила в татарской деревне в Алтайском крае, и ее выдали замуж по всем правилам татарского искусства.

Куда отправилась сваха?

Очень большую роль в любой деревне или в городке в прежние времена играла сваха. Обычно это была женщина в возрасте, умудренная опытом и красноречивая. Ее знали все без исключения – так как была фигурой заметной и очень уважаемой. И она всех знала досконально – где, в какой семье подрастают невесты или женихи, кто с кем захочет породниться, а кто о ком и думать не пожелает. Учитывала при этом особенности семейного уклада и лучше всяких гороскопов могла рассказать о совместимости характеров будущих молодоженов и о том, как может сложиться их семейная жизнь. Так что от свахи действительно очень многое зависело!

– Когда сваха отправлялась сватать, – вспоминает Минвафа Рафиковна, – все с интересом наблюдали, в чей дом она пойдет?

В знак того, что предстоит сватовство, сваха поднимала штанину на ноге, которая обычно, по правилам тогдашнего дресс-кода, должна была быть заправлена в щитек (сапог). Это был своего рода сигнал – раз штанина поднята, значит, сваха идет сватать невесту.

Иногда родители невесты знали или догадывались о предстоящем сватовстве, иногда нет. Да и имя жениха не всегда было известно заранее. Поэтому сваха никогда не знала, какой прием ей окажут. И от ее красноречия зависело, как скоро стороны договорятся. Бывало и такое, что удавалось договориться не сразу.

– У нас в деревне был случай, когда отец невесты отказал свахе трижды, – рассказывает Минвафа Рафиковна, – он был категорически против этой свадьбы! И это при том, что жених – сын председателя колхоза. Никак не хотел он за него дочку свою выдавать, но потом все же согласился. И брак этот был удачным, они прожили долгую и счастливую жизнь, родили пятерых детей!

После того, как согласие было получено, родители невесты накрывали стол и угощали сваху. И тут же, во время чаепития, обговаривали количество и качество даров, которыми должна была одарить сторона жениха родственников невесты.

Правило двух чемоданов

Вообще-то, и сторона жениха, и сторона невесты должны подготовить к предстоящему событию по два чемодана каждая. В одном – одежда и украшения для родственников. Раньше дарили в основном отрезы ткани, рубашки и платья. Во втором чемодане – жирный гусь или утка (в готовом виде), конфеты, обязательно чак-чак, чай, сахар. Нынче правило двух чемоданов сохранилось, но несколько изменило вид. Из чемодана исчез гусь, к примеру, а появились дорогое вино, коньяк.

– Я недавно была на свадьбе, – рассказывает Минвафа Юзеева, – так жених подарил будущей теще норковое манто, а своей невесте – серьги с бриллиантами.

Впрочем, татарские свадьбы всегда проводились в соответствии с тем, кто какими финансовыми возможностями обладает. Дорогие подарки – это не принципиально. Главное, чтобы молодые были счастливы!

Преодолеть препятствия

Прежде чем состоится главное событие – никах (венчание), – жених и невеста должны пройти настоящий церемониал. Сначала в дом к родителям невесты приезжают сваты (обычно это родственники среднего возраста) и привозят приготовленные два чемодана. Они садятся за стол, пьют чай, угощаются бялешами, ведут неторопливые разговоры. Невеста при этом не присутствует.

– Затем сваты возвращаются к жениху, – рассказывает порядок проведения обряда Минвафа Рафиковна, – извещают его о том, что все живы-здоровы и ждут его.

И только теперь жених отправляется за невестой. Но прежде, чем он доберется до ее дома, ему предстоит преодолеть препятствия, которые чинят на его пути соседи и родственники. Все дружно не дают ему прохода, требуя выкуп. Делать нечего – жениху приходится платить.

– Когда он наконец оказывается в доме, – продолжает Минвафа Рафиковна, – начинает искать невесту, которая где-нибудь прячется. А пока он ее ищет, его заставляют продемонстрировать таланты – спеть или сплясать.

Ну а дальше опять небольшое застолье и вручение двух чемоданов со стороны невесты.

Когда соединяют небеса

Семейские татары в большинстве своем мусульмане, потому молодые проводили обряд никах. Сейчас молодые отправляются в мечеть, а раньше муллу приглашали домой.

– Было в нашей деревне такое условие, – открывает секреты Минвафа Рафиковна, – если никах проводился в доме невесты, то свадьбу устраивали в доме жениха. В общем, как стороны договорятся.

По обычаю, мулла должен записать в книгу регистрации брака условия его заключения: калын, тарту, продукты или их стоимость и т. д., которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на брак.

В разных местностях этот обряд проводили по-разному. Где-то жених и невеста на этой церемонии не присутствовали, за жениха согласие давал отец, а за невесту – два свидетеля, которые заранее должны были заручиться ее согласием.

Но, например, в деревне, где жила и выходила замуж Минвафа, молодые сами стояли перед муллой и отвечали на вопросы. При этом невеста становилась босыми ногами на специальную подушечку, как символ чистоты и верности.

В любом случае, выслушав утвердительный ответ самих молодых или их свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию.

Это уже потом, спустя много лет, когда появилась необходимость регистрировать брак перед законом и государством, после религиозного обряда, молодые стали отправляться в загс, а раньше одной записи в церковной книге было вполне достаточно.

Жизнь – как мед с маслом!

В наше время упростились и требования к праздничному дастархану. В прежние времена свадьбу справляли исключительно в доме невесты и гуляли целых три дня!

– В первый день принимали самых старших родственников, – продолжает Минвафа Рафиковна. – Во второй приходили родственники среднего звена (старшие братья, сестры, двоюродные, снохи и т. д.), а на третий день гуляла молодежь.

И тут в разных местностях тоже разные обычаи. Где-то невеста сразу отправлялась в дом жениха. Этому был посвящен целый обряд, когда молодую встречали мать жениха, бабушка и старшая сноха. На подносе преподносили хлеб, масло и мед. Намазав хлеб маслом и обмакнув его в мед, жених угощается сам и угощает свою теперь уже жену, а в это время встречающие желают молодым, чтобы их жизнь проходила в достатке (что символизирует собой хлеб), была мягкой, как масло, и сладкой, как мед.

Постель для новобрачных накрывают родители невесты, они заправляют простыни, которые она привезла с собой. В некоторых домах для пожелания благополучного продолжения рода на кровать на некоторое время усаживали маленьких детей. Ну а утром родственники мужа проверяют, невинна ли была невеста перед вступлением в брак. Если они таких следов не обнаруживали, большой позор обрушивался на голову несчастной.

А в других домах, наоборот, новоиспеченный муж отправлялся в дом жены. И здесь тоже встречаются разночтения этого обряда: кто-то оставался на три дня, другие же приходили в дом жены в течение года! То есть до того момента, пока не родится ребенок. Возможно, это делалось для того, чтобы проверить молодую, – может ли она иметь детей. И только потом, через три дня или год, женщину отправляют в дом мужа уже навсегда.

В любом случае жениха ждет еще одно испытание: специально для него готовили блюдо, которое так и называется “пельмени для зятя”. Это такие маленькие пельмешки, размером с ноготок.

Зачем? Все по-разному говорят. Одни считают, что таким образом семья невесты показывала, какие они старательные и трудолюбивые – попробуй налепи такие крохотули!

Другие утверждают, что все это было специально для того, чтобы посчитать, сколько пельменей съест зять? Говорят, что все зятья с этой задачей справляются вполне успешно!

Семей