Когда моя коллега сказала про приезд любимого мной писателя, за чьими книгами я стояла в длиннющих очередях московского книжного универмага, а потом давала читать чуть ли не всем однокурсникам, я не поверила. Очередная утка. Что ему делать здесь? О том, что приезд действительно состоялся, я поняла в тот момент, когда увидела поток журналистов, стекающийся к дверям пресс-клуба. Зал был набит до отказа. Все были захвачены атмосферой предстоящего знакомства с человеком, слава которого облетела весь мир.
Часы показывали 11:10, по залу пробежал шепоток, появился Писатель, и пресс-конференция началась.
О религиях
«Я считаю, одна и та же религия стремится к одному свету. Я сам христианин, но уважаю выбор других людей, которые идут иной дорогой к тому же самому божественному свету. Люди доброй воли верят в то, что это возможно. Но сегодня я вижу, как политической ситуацией манипулируют. И я вижу, как прикрываются религией, для того чтобы нанести удар. Я узнал от своих друзей христиан и мусульман, что когда мы вместе, мы едины перед богом».
Об идее Назарбаева о строительстве Дворца мировых религий в Астане
«Я не очень хорошо знаком с этим предложением, но полагаю, что если оно реализуется, то это блестящая идея. Сказав это, я хочу выразить следующую мысль — бог живет не только в храмах, он находится повсюду. И поэтому в ходе своего визита в Казахстан я хочу посвятить не один день пребыванию в степях, потому что я считаю, бог живет и там тоже».
О храбрости
«Я хочу, чтобы вы меня абсолютно точно поняли относительно того, что я считаю храбростью. Храбрость — это не отсутствие страха. Абсолютно естественно чего-то бояться. В моей жизни были моменты, когда я был напуган. Я думаю, проблема начинается тогда, когда страх парализовывает вас. Вы хотите сделать шаг, но начинаете говорить себе: «Нет, если я сделаю это, то может случиться то-то или то-то…» Поэтому вы повторяете изо дня в день то, что делали до этого. Страхи меняются внутри вас. Храбрость состоит в том, чтобы быть способным преодолевать свои страхи».
О рождении талантов и независимости
«В моей жизни были сложные моменты, связанные с диктаторскими режимами. Меня трижды арестовывали и однажды пытали. Но я не хочу сказать, что все хорошее происходит от притеснений. В периоды кризисов искусство — способ противостояния. Но это не может служить оправданием каких-то репрессий. Свобода — один из самых важных даров, который мы имеем. Что значит быть независимым писателем? Что такое независимость? Независимость — очень абстрактное понятие. Надо быть приверженным чему-то. Я посвятил себя своей работе, своим мечтам, вещам, в которые я верю. Я не раб своих идей, но у меня есть некая ответственность, которую я должен нести. Самый главный атрибут независимости человека — право избирать то, чему он хочет быть привержен».
О людях
«Я не разделяю людей на категории. Я считаю, что каждый человек на этой земле отличается от другого человека. Однако у меня возникают проблемы в общении с людьми, которые не решаются претворить в жизнь те или иные свои мечты. У меня тоже есть свои душевные шрамы. У меня бывают минуты грусти. Но я всегда стремлюсь преодолеть это и достигнуть того, о чем я мечтаю. Я не сказал, что не люблю людей, которые не реализуют своих мечтаний, я просто сказал, что такие люди не станут моими друзьями.»
Об экранизации «Алхимика»
«Когда «Алхимика» (это моя первая успешная книга) опубликовали в Америке, кинокомпания Warner Brothers купила права на экранизацию. И я, честно говоря, не знал, как себя вести в этой ситуации, потому что кинофильм для меня был естественным продолжением книги. Потом я осознал, что этот кинофильм прокручивается в голове читателя. И с тех пор я не продавал никому никаких прав на экранизацию своих книг. К сожалению, права на экранизацию «Алхимика» тогда уже были проданы. Я предложил миллион долларов, чтобы получить их обратно. Просто чтобы сохранить книгу, а не продавать снова. Переговоры длятся уже 10 лет, и я не согласен ни с одним сценарием. Сейчас разработка сценария находится в руках Лоуренса Фишборна. Так что возможно в один прекрасный день вы все же увидите «Алхимика» в кинозалах. Но до тех пор, пока я не увижу нечто действительно трогательное, я не продам права на экранизацию моих книг».
О работе журналиста
«Я работал журналистом многие годы своей жизни. Это помогло мне объективно смотреть на вещи и видеть четко то, что я собираюсь написать. Я не могу судить работу журналистов сегодня, потому что для этого мне нужно быть в этой среде. Очень легко говорить о том, во что ты не вовлечен. Но на журналистах лежит большая ответственность в том, чтобы верно представлять картину тех событий, которые происходят сейчас в мире и о которых они пишут».
О своих мечтах
«Моя мечта — быть писателем. Когда я пишу книги, я делюсь своей душой, и для меня это часть того, что называется «быть человеком» — делиться чем-нибудь. Каждая новая книга — это новый вызов. Моя мечта — не стать парализованным, продолжать писать новые книги. Иногда у меня возникают желания, что я не хочу одного и второго, но очень важно с этим справляться, потому что жизнь продолжается. Поэтому сейчас я смотрю из окна гостиницы на чудесную панораму гор и пишу свою новую книгу. Именно это делает меня живым».
Об авторских правах и контроле над переводами
«Как я могу узнать, каково качество перевода моих книг на русский язык? Я не знаю русского! Есть некоторые языки, на которых я даже свое имя не могу прочитать. Мои книги переведены на 56 языков. Опубликованы в 155 странах. Иногда я понимаю, что это моя книга, потому что вижу на ней свою фотографию. Это печально. Но я надеюсь, что люди, которые занимаются переводом, делают это с энтузиазмом и рассчитываю на их честность».
О силе книги
«Я не верю, что книга может изменить что-то. Я считаю, что книга может вызвать глубоко запрятанную в человеке реакцию. Я сам читатель. И когда я читаю книгу, она не меняет мою жизнь, она дает мне ощущение того, что я не одинок. Когда ты осознаешь это, то приобретаешь большую силу. Читатель — это мой компаньон. Я не могу учить людей, я просто вызываю у них определенные скрытые внутри реакции. Кто я такой, чтобы учить кого-то? Я пилигрим. Я человек, который сам учится. Вот сейчас здесь в Казахстане я собираюсь побывать в степи, потому что чувствую, что это важно для моего познания. Но не иду учиться, потому что меня учат этому. Я учусь потому, что я открыт для всего нового. Собственно из чего состоит жизнь — из таких моментов, когда мы чем-нибудь делимся: я — с читателями, они со мной и так далее».
О Казахстане
«Я свободный путешественник. Рано или поздно все равно приехал бы в Казахстан. Но когда я познакомился с людьми из Казахстана, я подумал: это знак, и мое желание нужно реализовать. Что такое страна? Ландшафт, город..? Страна — это в первую очередь люди, которые здесь живут. Я здесь не для того, чтобы только ходить по музеям или что-то еще. Я здесь, чтобы встречаться с людьми. Не желание увидеть степь привело меня сюда, желание познакомиться с людьми. Я попросил своего дуга Кайсара провести меня по городу. Мы гуляли, и это был не какой-то определенный маршрут. Мы были в кафе, магазинах. И он спросил: «Не кажется ли вам, что это какой-то сюрреализм приехать в другую страну и ходить по супермаркетам?». На что я ответил, что это мой путь познания страны, культуры, людей. Есть проблемы в общении, связанные с языком, но это мелочи, потому что главное общение велось за счет взглядов, понимания. И то, что я почувствовал, — это то, что вы горды тем, кто вы есть, и вы с почтением относитесь к своей культуре».
О любимых писателях
«Генри Миллер, Хорхе Луис Борхес, Уильям Блейк. Это те писатели, чьи книги я могу перечитывать снова и снова. Очень жаль, что я не смог найти здесь ни одной книги казахских писателей, переведенных на английский язык. Я очень хотел познакомиться с казахскими писателями, но это оказалось невозможно. Задача таких писателей, как я, — возводить мосты между различными культурами».
О деньгах
«Да, я очень богатый. И я горд тем, что заработал деньги своим трудом. Когда я сказал своей матери, что собираюсь быть писателем, она была в ужасе, думала, что я не заработаю ни гроша. Но однажды я добился успеха. Что же я делаю со своими деньгами? К примеру, я приехал в Казахстан и здесь не потратил ни пенни, потому что я гость. Так происходит и в других странах, куда я приезжаю. Я всегда гость. Но богатым я был всегда. Путешествовал по миру с двумя сотнями долларов в кармане. Это было, когда я был хиппи. Для меня быть богатым — значит тратить деньги на то, что доставляет удовольствие. Я был богатым тогда, с двумя сотнями долларов в кармане, и я богат сейчас. Кроме того, в Бразилии у меня есть свой благотворительный фонд, который кроме всего прочего заботится о 450-ти детях из неблагополучных семей. Помогает наркоманам, пожилым и так далее».
О глобализации
«Когда мне было 10 лет, мы жили в Бразилии, пили кока-колу, у моего отца была американская машина, у мамы — французские духи, а я мечтал посмотреть на Диснейленд. Так что глобализация была и тогда, 50 лет назад. Но нужно быть очень осторожными, чтобы глобализация не отразилась на нашем культурном наследии. О глобализации можно говорить долго, но что для меня действительно важно, так это то, чтобы шел процесс обмена национальными культурами. Чтобы люди не теряли своего национального духа».
Пока говорил Пауло, все ловили каждое его слово. Но обстановка была на удивление легкой. Иногда Пауло шутил. Когда зазвонил сотовый в зале, он сказал: «Yes! Hello!». А на вопрос одного из журналистов: «Что вы думаете о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Если браки заключены на небесах, то о какой свободе может идти речь в браке?» — скромно ответил: «Я не консультант по бракам». После всех поблагодарил и еще долго раздавал автографы, фотографировался и просто общался.
Решение о поездке в Казахстан Пауло Коэльо принял самостоятельно после того, как ему много рассказали о стране. Визит его продлится больше недели. Он планирует посетить Астану, побывать в степи и пообщаться с людьми.