Эх! Бедные женщины, у которых нет машин, сказала я про себя, выезжая на главную. Или, точнее сказать на улицу, заполненную машинами, нервными водителями и не вместившимися пассажирами.
И вот первая неприятность водителя-женщины, забывшей вовремя заправить свою «девочку» бензином. А теперь времени в обрез, а в баке бензина кот наплакал.
Подъезжаю к АЗС, вторая неприятность — очередь, длиною в вечность. Ничего не поделаешь, придется ждать, чтобы заправиться и двигаться далее. Пристроившись за автобусом, из которого, то и дело высовываются чьи-то руки, ноги и пятые точки, стала ждать очереди к заветной колонке.
От нечего делать читаю плакат с предупреждениями для водителей. Пунктов немного — нельзя ремонтировать машину, курить и пользоваться телефоном и т.д. Однако не указано, что водителям автобусов запрещается заезжать на АЗС с пассажирами. Мне вспомнились старые времена, когда это правило соблюдалось. А тут еще впереди меня стоит автобус, набитый пассажирами.
Почему водитель автобуса с пассажирами заехал на заправку?
Добравшись до работы, первым делом посмотрела юридическую базу, вроде ничего интересного не нашлось. Пришлось озадачить знакомых, а те нашли документ под названием «Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций», утвержденный Госгортехнадзором Республики Казахстан в… 1996 году.
В пункте 12.13 написано, что на территории АЗС запрещается:
-присутствовать посторонним лицам, несвязанным с заправкой или сливом нефтепродуктов и обслуживанием;
— заправлять автомобили, кроме легковых, в которых находятся пассажиры.
Относительно легковых машин, в правилах дорожного движения оговорено, что не допускается перевозка пассажиров свыше количества, предусмотренного техническими характеристиками (для легковых не более 2-х на переднем и не более 3-х на заднем), исключая детей не старше 10 лет.
Автобус под категорию «легковых машин» явно не подходит, особенно по количеству выпирающих конечностей пассажиров из окон.
Я не смогла остановиться на чтении юридических документов, захотелось узнать мнение профессионалов, которые спасают жизнь граждан каждый день. Для начала позвонила в МЧС, там мне сказали, что я обратилась не по адресу, за нарушения на дороге отвечает дорожная полиция. Может быть за нарушения и отвечает, а за жизнь?
Второй моей попыткой найти ответ был звонок на пульт «02». Там меня внимательно выслушали и дали телефон дежурного районного отделения ГАИ. Где ничего интересного я не услышала, только неуверенный и равнодушный голос сообщил, что ответ на вопрос, может быть, есть в Административном Кодексе Республики Казахстан.
Снова обратившись к юридической базе, нашла статью 312 пункт 2 из Административного Кодекса в которой сказано, что «…Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, ответственным за их соблюдение, если оно повлекло возникновение пожара, причинившего вред здоровью человека или значительный ущерб, при отсутствии состава преступления, — влечет штраф в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей».
Так же в Кодексе есть похожая статья 460 нарушение правил пожарной безопасности на транспорте.
Однако наличие законодательной базы не дает полной уверенности в соблюдении правил. Пассажирам порой приходится ждать, пока водитель заправит автобус. Вариантов может быть множество, здесь и незнание правой базы, и халатное отношение к профессиональным обязанностям.
На мой взгляд, такое отношение к пассажирам городского транспорта, связано с тем, что пока не появились на страницах газет заголовки: «На АЗС заживо сгорели не доехавшие до работы алматинцы», или «Более 20-ти человек стали жертвами бензоколонки».
Значит, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, нужна трагедия, с шумом и слезами — и желательно не одна?
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru