Например, о новых партах, стульях по росту, без сколов и трещин, просторных кабинетах, раздевалках при спортзале… В идеале поселку срочно нужна новая школа: дети занимаются в 3 смены, а население в сельском округе всё прибывает. К слову, трехсменка – проблема всей Алматинской области: 49 учебных заведений работает в таком режиме.
Школа № 21 строилась как восьмилетка при войсковой части в 1968 году. По тем временам это было очень прогрессивное здание – внутри туалеты, в каждом классе – раковина, вода, отопление…
Сейчас школа одиннадцатилетняя. В здании очень тепло. Видно, что руководство старается сделать обстановку по-домашнему уютной – много комнатных растений, стены украшены работами учеников, стенгазетами.
Учебное заведение рассчитано на 226 мест, а обучаются в нем 440 человек в три смены – жители этого поселка, а также близлежащих садоводческих кооперативов, где люди построили капитальные дома. Занятия в третьей смене заканчиваются в 18.45. Чтобы разместить всех учащихся, из вестибюля здания сделали классную комнату, из спортивных раздевалок – библиотеку, подсобное помещение. А дети переодеваются в коридоре или классе.
Учителя в свободное от уроков время сидят не в учительской (в ней занимаются учащиеся нулевого класса), а в отгороженной части школьного коридора. В школе не предусмотрен актовый зал, все мероприятия проходят в спортзале.
– Стараемся вместить всех, население в районе прибывает, на дачных массивах живет много людей, мы же не можем родителям сказать – не приводите к нам детей, – говорят учителя.
Раньше дети занимались в 2 смены. А когда их стало больше, руководство школы обратилось в акимат Байсеркенского сельского круга Илийского района с тем, что зданию необходима пристройка или же в поселке надо строить новую школу. Учителя рассказали, что рядом со школой всего 12 соток земли, этого явно недостаточно, чтобы сделать пристройку. А земельные участки вокруг здания находятся в частной собственности. Еще в 2019 году местные власти пообещали родителям и учителям, что в ближайшие 2−3 года найдут свободную землю, построят новый храм знаний. Но воз и ныне там…
Заявки есть, мебели нет
Мы прошли по школьным коридорам, заглянули в классы. Видно, что здание нуждается в ремонте – полы задраны, левкас на стенах осыпается. Капитальный ремонт здесь делали 7 или 8 лет назад. Сейчас полным ходом идет ремонт школьных туалетов, чему все безумно рады.
Но больше всего родителей, детей возмущает состояние мебели – старые парты, стулья со сколами, трещинами разного размера. У нас с фотокором вообще сложилось впечатление, что эта мебель – родом из нашего советского прошлого.
– Идем в школу и думаем – что сегодня зацепим или порвем: штаны, кофту, пиджак? – с горечью шутят школьники.
– Родители – спонсоры по хозяйственной части: стулья регулярно ремонтируем, иначе детям не на чем будет сидеть, – говорит представитель родительского комитета, Анастасия. – Мы принимаем активное участие в жизни школы, так как здесь живем, любим это место. Но считаем, что на проблемы школы районные власти тоже должны обращать внимание!
Каждые 2 дня приходится менять дочери колготки, постоянно затяжки на манжетах, рукавах пиджаков, кофт. Большинство родителей не могут постоянно обновлять детям одежду!
Руководящий состав школы, с которым мы встречались, по поводу качества мебели сообщил, что ежегодно школа составляет заявку, в которой указывает свои нужды, в том числе, просит поменять мебель. Видимо, небольшую сельскую школу в областном управлении образования просто не слышат!
"Если нет развозки, дети до 9−10 вечера на дороге ловят такси"
Другая серьезная проблема, о которой нас попросили рассказать родители – безопасность детей. Рядом со школой проходит трасса межрайонного значения. Со слов мам и пап, водители не соблюдают скоростной режим и часто проезжают на красный свет, тем самым подвергая опасности пешеходов. А зимой, в гололед, дорога не посыпается песком.
– Еще 3 года назад мы обращались в сельский акимат, управление дорожной полиции Алматинской области, – рассказывает представитель родительского комитета Татьяна. – Просили установить камеры видеонаблюдения перед пешеходным переходом, фиксирующие скорость машин, "лежачего полицейского".
Мы переживаем за жизнь детей! Нам ответили, что трасса межрайонного направления и "лежачего полицейского" сделать не могут. Ну, тогда установите яркие знаки, такие, чтобы водители видели, что здесь находится школа, и нужно сбавить скорость!
Оказывается, добраться до школы и обратно – тоже целая проблема.
Еще недавно детей забирал и развозил по поселкам, садоводческим обществам старенький пазик. Автобус ходил битком набитый, ни о каком соблюдении социальной дистанции вообще не шла речь. К тому же он часто ломался. Недавно пазик заменили на более новый транспорт, который, по словам родителей, тоже невместительный.
– Хотелось бы большой и комфортный автобус, ведь он делает в день 7 рейсов, – говорит Татьяна. – После школы из Коктерека очень сложно уехать. Если нет развозки, дети до 9−10 вечера на дороге ловят такси, так как не у всех родителей есть возможность приехать и забрать их. Общественный транспорт до наших садоводческих кооперативов ездит редко, а водители не останавливаются, чтобы подвезти школьников. С этим мы тоже боролись, писали. Им невыгодно, что дети оплачивают 50 процентов стоимости проезда. А расстояние приличное – от школ до дач в одну сторону 15 километров.
По поводу подвоза на сайте акимата Алматинской области мы нашли такую информацию за апрель 2021 года. В области организован подвоз учеников из 69 отдаленных населенных пунктов, где нет школ, дачных участков (15 719 детей). Для этих целей на закуп 71 автобуса из местного бюджета выделено 940,6 миллиона тенге. В настоящее время подвоз организован для 14 556 учащихся, которые обучаются в штатном режиме в дежурных и комбинированных классах, подвоз осуществляется 35 автобусами, из них 1 – МИО, 13 школьных, 21 арендованный.
Но разве безопасность и комфорт детей не стоят в приоритете? Тогда почему школу в Коктереке обслуживает невместительный и старый автотранспорт?
Когда Коктерек получит новую школу?
Честно говоря, детей стало жалко. Представители поколений Z и альфа – они другие, очень прогрессивные, познают мир, имеют доступ к мировым библиотекам, музеям, видят, в каких современных классах и школах обучаются их сверстники в городах, на чем ездят. А чем они хуже?
Заглянула я на сайт акимата Илийского района. В разделе "Образование" увидела лишь набор длинных фраз, вроде: реализация на территории Илийского района функции государственного управления в системе дошкольного, среднего общего, специального, дополнительного образования и защите прав детей – одна из главных миссий образования". И указаны задачи: "создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики", "развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности" и так далее.
Задачи-то расписаны красиво, но в школе № 21 не созданы "необходимые условия"! И, да, вместо высокопарных фраз, которые так любят наш чиновники, хотелось бы увидеть конкретную информацию – как акимат решает вопрос с такими школами, как в Коктереке, сколько зданий нуждается в капремонте, в каких надо заменить мебель, обновить или пристроить школьные туалеты и так далее.
По сообщению пресс-службы Алматинской области, в середине декабря на очередной ХІІ сессии Алматинского областного маслихата депутаты утвердили бюджет региона на 2022 год в объеме 857,3 миллиарда тенге. И на образование будет направлено 433 миллиарда. В 2022 году по области запланировано строительство 31 школы, в том числе 15 школ – взамен трехсменных. Капитальным и текущим ремонтом будет охвачено 45 объектов образования. Кроме того, в рамках программы "Ауыл – ел бесігі" капитально отремонтированы будут еще 6 школ.
Войдет ли в этот список школа № 21 в Коктереке? Или будет строиться новое здание?
В акимате Илийского района посоветовали обратиться в управление образования Алматинской области.
Я дозвонилась в отдел капитального ремонта и госзакупок управления образования, где сообщили, что только в этом году в школе № 21 появилась трехсменка. Постройка новой школы или пристройки зависит от наличия свободной земли. Поиском свободного земельного участка под строительство школы должно заниматься управление земельных отношений Илийского района. Будет земля – будет оформлена заявка на выделение средств для составления ПСД.
Ну и немного статистики: в Алматинской области 49 школ занимаются в 3 смены. Областным акиматом разработан план строительства школ для ликвидации 3-сменного обучения до 2025 года: в 2021 году – 14 школ, 2022 году – 5 школ, 2023 году – 9 школ, 2024 году – 10 школ, 2025 году – 11 школ.
По слухам, дошедшим до родителей, Коктерек получит новое здание не раньше 2024 года. Тогда обновите детям хотя бы школьный инвентарь! Ведь деньги на это выделяются, заметим, немалые!
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ