В качестве формального подтверждения правительства некоторых стран приняли документы о взаимодействии НПО с властью.
Почти все соглашения, заявления, хартии и стратегии такого рода, содержат следующие разделы: представители, принципы (роль, основные обязанности), направления сотрудничества (оказание услуг, законотворчество, экология, доступ к информации), вопросы финансирования, реализация.
Политика Казахстана в области взаимодействия НПО и власти
У каждого государства свой путь развития взаимодействия с НПО. Например, в Казахстане он начался в 2000 году, когда в послании Президента РК народу появились первые поручения правительству по созданию условий для развития неправительственных организаций: «НПО уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения… Необходима серьезная государственная поддержка…».
Позже, в 2001 году, последовало принятие Закона «О некоммерческих организациях».
В 2002 г. была разработана и одобрена правительством РК Концепция государственной поддержки некоммерческих (неправительственных) организаций Республики Казахстан.
В 2003 году Правительство утвердило программу господдержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, на основе которой были разработаны региональные программы.
В октябре 2003 года был проведен Первый Гражданский форум с участием Президента РК Н. Назарбаева. После него последовало принятие плана мероприятий по реализации задач развития гражданского общества, обозначенных на форуме.
Это событие можно назвать началом нового этапа в развитии некоммерческого (неправительственного) сектора Казахстана. Он характеризуется созданием системы эффективного взаимодействия неправительственного сектора с органами власти всех уровней.
Большое значение в этом смысле имеет принятие в апреле 2005 года Закона РК «О государственном социальном заказе», который строит принципиально новую систему взаимоотношений органов власти и НПО.
Итак, к основным направлениям взаимодействия НПО и государственных организаций можно отнести следующие: организацию приютов, телефонов доверия; реализацию программ по работе с молодежью и инвалидами; благотворительные акции и мероприятия; обсуждение и разработку государственных социальных программ, концепций, законодательства.
В 2004 и 2005гг. Министерство культуры, информации и спорта провело тендер по государственным закупкам услуг на выполнение социально значимых проектов некоммерческими организациями.
В нем приняли участие НПО со всех регионов Казахстана. Значительная часть проектов посвящалась развитию гражданской инициативы; поддержке развития инфраструктуры НПО, прежде всего в сельской местности; гендерным проблемам; вопросам средств массовой информации.
Весной 2005 года Национальной комиссией по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан была инициирована разработка Концепции развития гражданского общества Республики Казахстан (2005-2015гг.), в которой огромное внимание уделялось механизмам взаимодействия государства и неправительственного сектора.
Однако, несмотря на столь позитивные сдвиги в жизни третьего сектора Казахстана, которые говорят о понимании государством значимости НПО для развития гражданского общества и Казахстана в целом, условия его функционирования в стране далеки от идеальных.
В цифрах о казахстанских НПО
На сегодняшний день третий сектор в Казахстане насчитывает порядка 5000 организаций. Его основу составляют общественные объединения — 57%, общественные фонды более 31%.
Наибольшее число неправительственных организаций работает в Алматы — 23%, в Астане и Акмолинской области — 13%, в Восточно-Казахстанской области — 11%, в Карагандинской области — 9%, Южно-Казахстанской области — 6%.
Политика Кыргызстана в области взаимодействия НПО и власти
Правовой статус неправительственных организаций (НПО) определен в Гражданском кодексе Кыргызской Республики и Законе «О некоммерческих организациях Кыргызской Республики».
Законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О политических партиях» и ряд других нормативных актов заложили основы для дальнейшего развития общественных объединений.
25 марта 2004 года было принято правительственное постановление «Об утверждении Концепции сотрудничества между общественными объединениями, общественными фондами и органами государственной власти».
Главная идея постановления — формирование системы государственного социального заказа.
В цифрах о кыргызских НПО
До 2004 года Министерством юстиции Кыргызской Республики и его территориальными подразделениями были зарегистрировано 4150 некоммерческих организаций различной направленности.
Многие НПО работают на полную мощь, в них заняты высококвалифицированные специалисты. Люди имеют реальную возможность удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в различных сферах общественной жизни, способны влиять на деятельность государственных институтов.
Вместе с тем от 50 до 80% зарегистрированных НПО существуют только на бумаге и лишь 5 -10% являются эффективно работающими.
Если выше говорилось о принципах взаимодействия НПО и власти в общем, то сейчас хочу коротко расписать модель партнерских отношений между властью и НПО на практике.
Например: НПО, выполняющие государственные задачи (бесплатные консультации в целях, повышения юридической грамотности, защиты прав инвалидов), им государство, в свою очередь, оказывает финансовую поддержку.
Или взять НПО, которые отстаивают интересы общества на законодательном уровне. В данном случае НПО, относящиеся к этой категории, могут получать от государства косвенную поддержку, финансирование некоторых видов деятельности, но при этом должны оставаться независимыми от государства.
Остались неупомянутыми НПО — грантодатели, которые занимаются сбором/ накоплением ресурсов и способствуют перераспределению частного капитала.
В этом случае правительство может поддерживать создание независимых организаций-грантодателей для содействия финансовой устойчивости НПО.
Государственное финансирование, представляемое в различных формах составляет значительную долю поступлений НПО во всех европейских странах.
Доля государственного финансирования НПО в Западной Европе колеблется между относительно низкими цифрами в Швеции и Норвегии около 20%, и более высокими — Нидерландах, Бельгии и Ирландии — около 70%.
Сравнение с государственным финансированием НПО в Казахстане пока неуместно, оно недостаточно развито. Однако отрадный факт — сумма финансирования растет. В 2006 году, его планируется увеличить в 4-6 раз.
При подготовке материала была использована следующая литература:
«Европейская политика и практика в области сотрудничества между государством и НПО», Алматы 2005.
«Профилактика наркомании, ВИЧ/СПИДА и деятельность некоммерческих неправительственных организаций стран Центральной Азии», Ташкент 2005.
Comparative nonprofit Sector Project, the Center for Civil Society at the John Hopkins University.
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru