Партийное строительство - казахстанский вариант - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Партийное строительство - казахстанский вариант

Партийное строительство - казахстанский вариант

Партийная система Казахстана на сегодняшний день (по сравнению с моделями таких же систем других центральноазиатских стран) пытается претендовать на звание либеральной.

  • 31 Октября 2008
  • 3053
Фото - Caravan.kz

На партийном поле республики наравне с провластными общественно-политическими объединениями действуют и оппозиционные партии.
Вместе с тем, как и в других республиках региона, в Казахстане есть свои специфические черты во взаимодействии партий между собой и существующей властью.
Общая черта, которая характеризует казахстанские партии — это их активная деятельность преимущественно во время электоральной кампании. Задолго до выборов и после объявления их результатов партийная активность многих партий близится к нулю.
Реагируя на события, способные привлечь внимание широкой общественности, партийные лидеры выступают с заявлениями, организовывают общественные слушания, иногда даже митинги. Однако чаще всего основная цель подобных акций — напоминание о существовании своей партии.
Одной из специфических особенностей партийной системы республики является несоответствие заявлений о существовании в стране многопартийной системы и представительства в Мажилисе РК депутатов только от одного общественно-политического объединения.
Планируемое формирование в Казахстане парламента, в котором будут представлены не менее двух партий, пока находится в разработке и в ближайшее время неосуществимо на практике.
Партийное поле Казахстана на сегодняшний день обладает следующими отличительными чертами:
— деятельность на территории республики как провластных, так и либеральных/оппозиционных партий;
— существование «карликовых» общественно-политических объединений, которые априори никогда не смогут пройти предвыборный барьер, но каким-то образом набирают тот процент своих членов, позволяющий им принимать участие в предвыборных кампаниях;
— создание общественно-политических объединений как «сверху», так и «снизу»;
— создание партий не для достижения конкретных программных целей, а по инициативе группы заинтересованных лиц;
— деятельность партий созданных вокруг одного человека, и в основном проявляющих себя только во время предвыборной кампании;
— деятельность на территории республики незарегистрированных общественно-политических объединений.

На сегодняшний день казахстанская партийная архитектура не является сформировавшейся структурой. Обязанная по своей природе развиваться и своими действиями аккумулировать гражданские инициативы, партийная надстройка действует несколько в ином направлении.
Так, во-первых, низкая активность партий в республике способствует формированию определенного имиджа, что впоследствии негативным образом влияет на те же самые общественно-политические объединения. Что становится особенно заметно по итогам выборов с их участием (например, на внеочередных выборах депутатов мажилиса парламента Казахстана за партию «Руханият» проголосовало 29 159 избирателей или 0,37%).
Во-вторых, проигнорированные партиями гражданские инициативы, начинают сами «искать выход». В результате чего появляются новые общественно-политические объединения, пытающиеся завоевать свое место под солнцем (например, незарегистрированная правоцентристская политическая партия «Атамекен»).
В результате сложившаяся ситуация не играет на пользу ни существующим партиям, ни руководству страны, которое порой даже не в состоянии предугадать рождение новых общественно-политических структур.
На деятельность политических партий в республике большое влияние оказывают их партийные лидеры. В данном случае стоит отметить, что данная категория имеет свои специфические черты:
— практически все руководители общественно-политических объединения ранее занимали ответственные государственные посты в министерствах, ведомствах и других госструктурах;
— некоторые руководители партий поддерживают связи с представителями госструктур, в задачи которых входит работа с политическими партиями и общественными объединениями;
— определенное количество партийных лидеров пытается воздействовать на ситуацию в республике, находясь за ее географическими пределами.

Таким образом, зачастую искусственная природа создания многих политических партий в республике, а также руководство некоторыми из них партийными лидерами, назначенными на эти должности «сверху», не позволяет их предводителям проводить активную деятельность в связи со своей прямой/опосредованной зависимостью от контролирующих их финансово-промышленных групп и госструктур, призванных регулировать внутриполитические процессы, происходящие в Казахстане.
Сложившаяся ситуация с одной стороны позволяет говорить о контроле со стороны государства процесса образования и функционирования политических партий. С другой — осложнение процесса регистрации партий выводит незарегистрированные общественные объединения на нелегальный уровень ведения деятельности. В итоге ослабевает связка «государство — общественно-политические объединения», потому что затрудняется ведение диалога между данными институтами.
Вместе с тем есть вероятность, что в ближайшее время в республике появится очередная партия. Призванная как занять либеральную позицию по отношению к действующей власти, привлекая в свои ряды граждан, разочаровавшихся в деятельности других партий, так и стать потенциальным участником процесса формирования двухпалатного парламента Казахстана.

Фото с сайта http://www.ndp-nurotan.kz