В минувшую пятницу данный законопроект был одобрен депутатами в первом чтении. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из палат и рассматриваются парламентом не менее чем в двух чтениях, передает ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН.
По словам депутата мажилиса парламента Казахстана, председателя совместной парламентской комиссии Нурлана Абдирова, в ходе второго чтения депутаты предложили всего 26 поправок, из которых совместная комиссия включила в итоговый документ 10.
В частности, в пункте 2 статьи 10 Конституции предлагается закрепить норму касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за допущение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Казахстана.
"Новый пункт 3-1 статьи 2 дополняется нормой о том, что в Астане может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом. Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса международного финансового центра "Астана", регулируемого конституционным законом",- проинформировал депутат в ходе совместного заседания палат парламента в понедельник в Астане.
Принятыми поправками предусмотрено также наделение президента страны правом обращаться в Конституционный совет по вопросам рассмотрения действующих законов, тогда как сейчас глава государства может обращаться в КС только в качестве предварительного конституционного контроля по еще не подписанным законодательным актам.
— Предложена также следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: "Установленные Конституцией независимость государства, унитарность, территориальная целостность, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого государства — Первым президентом Республики Казахстан — Елбасы, и его статус являются неизменными, — добавил Н. Абдиров.
В действующей редакции п.2 ст. 91 Конституции гласит, что "Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены".
Как сообщалось, 3 марта президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес в парламент Казахстана проект конституционных поправок по перераспределению полномочий между ветвями власти, в котором предлагалось внести изменения в 23 статьи Конституции.
"По моему поручению правительство подготовило законопроект о передаче 35 полномочий президента на нижестоящие уровни", — отметил глава государства.
Н.Назарбаев акцентировал внимание на отдельных этапах политической модернизации страны.
"Во-первых, новый закон значительно усиливает роль парламента в государственных делах, в том числе при формировании правительства. Во-вторых, повышается самостоятельность правительства, которому передаются полномочия по непосредственному управлению экономикой. В-третьих, модернизируется конституционная основа правоохранительной и судебной систем. Закладываются базовые основы деятельности прокуратуры, предусматривающие высший надзор за соблюдением законности, представление интересов государства в суде. В-четвертых, укрепляется система конституционного контроля. В-пятых, на конституционном уровне закрепляются гарантии неизменности нашей независимости, унитарности, территориальной целостности и формы правления", — сказал тогда Н.Назарбаев.
Кроме того, глава Казахстана заверил в сохранении президентской формы правления, направленности проводимых реформ на создание политических условий для дальнейшей модернизации государства и общества.
В свою очередь руководитель администрации президента, возглавляющий рабочую группу по данному законопроекту Адильбек Джаксыбеков на заседании в пятницу сообщил, что "в пункте 2 статьи 64 Конституции предлагается установить, что правительство за свою деятельность ответственно перед президентом и парламентом". Согласно новой редакции подпункта 4 статьи 67 Конституции премьер-министр будет обязан докладывать об основных направлениях деятельности правительства и его важнейших решениях не только президенту, но и парламенту в целом", — сказал руководитель администрации президента.
"Каждая палата парламента наделяется правом по итогам заслушивания отчета члена правительства не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимать обращение к президенту республики об освобождении от должности члена правительства в случаях неисполнения им законов. В таком случае глава государства освобождает от должности члена правительства", — сказал А.Джаксыбеков.
Он также разъяснил предлагаемый порядок формирования состава правительства.
"Премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов правительства после консультации с мажилисом парламента. Исключение делается для министров иностранных дел, обороны, назначаемых президентом самостоятельно. Принципиальным нововведением является норма, согласно которым правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом парламента, а не перед вновь избранным президентом", — отметил А.Джаксыбеков.