А реализованы они будут не где-нибудь в Европе, а в казахстанском Уральске. Специально созданный здесь технопарк «Алгоритм», как раз призван воплощать в жизнь самые невероятные идеи ученых.
Сегодня только ленивый не говорит у нас о технопарках, правда, явление это для нас новое, да и всего их пока будет три.
А насколько они жизнеспособны? Такие вопросы не могут не волновать их создателей. Однако все будет зависеть от реализации индустриально-инновационной программы, на которую делается ставка.
Америка и многие европейские страны во второй половине 20 века рванули вперед в научно-техническом плане, именно благодаря технопаркам. Развитию высоких технологий в Японии также способствовали технопарки. В 80-е годы здесь многократно возросли объемы производства. Есть технопарки в России и некоторых странах СНГ, так что в этом плане наша республика отстала и сейчас приходится наверстывать упущенное.
Технопарк в Уральске ориентирован на промышленные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Да и создан он на базе НИИ АО «Гидроприбор», где сосредоточены основные научные кадры в области военно-морского судостроения. Производственная база и технология предприятия также сыграли не последнюю роль при определении площадки технопарка.
По словам генерального директора ТОО «Технопарк» «Алгоритм» Бахита Ержанова, одним из основных направлений парка является машиностроение, и часть продукции в разработке и выпуске которой намерен участвовать парк, как раз предназначена для компании-разработчиков шельфа Каспийского моря.
Одним из первых проектов является как раз разработка установки по сбору и переработке так называемой амбарной нефти, иначе говоря, отходов, образующихся при эксплуатации нефтяных скважин.
На сегодня технопарк проходит лишь этап становления и до начала реализации проектов — как до Китая пешком. Да и уставной фонд парка составляет всего 350 млн. тенге — при нескольких учредителях. Денег совсем мало, чтобы поставить предприятие на ноги, а совсем недавно выяснилось, что судьба не успевшего создаться парка, уже висит на волоске.
По крайней мере, вопрос дальнейшей деятельности уральского технопарка остается нерешенным и, скорее всего, будет обсуждаться на заседании правительства.
Это значит, что власти будут изыскивать средства из республиканского бюджета, чтобы поддержать начинание. Похоже, его создатели и не предполагали, насколько дорогостоящее занятие — содержать технопарк. Или понадеялись на авось. Кроме того, парк должен столкнуться еще с двумя проблемами — идеями и возможностью их реализации. Идеи во все времена стоили дорого. Тем более в данном случае, когда нужны технические идеи, причем такие, которые можно было запустить в последующем в серийное производство.
Однако надо еще, чтобы продукция была востребована не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. В общем ситуация не из легких, несмотря на то, что власти предпринимают все усилия, чтобы проект все-таки состоялся.
Специалисты уже подсчитали, что период становления технопарка займет не меньше 3-5 лет, и некоторые предполагают направить усилия на то, что принесет ощутимую отдачу, а именно — создание технических средств по переработке сельхозпродукции, облегчение труда в строительной сфере.
А уж в дальнейшем, когда появятся средства, начать осуществление более дорогостоящих проектов. В этом есть резон.
Впрочем, сегодня многие начинания в экономике подгоняются под индустриально-инновационную программу. А посему и без технопарка крупные промышленные предприятия пытаются найти решение своих проблем с помощью оригинальных технических идей. А что касается технопарка то, видимо, еще не скоро казахстанцы увидят плоды его деятельности. Если вообще увидят. А то не ровен час, подведут проект под банкротство и концы в воду. А там, глядишь, все забудут, что был такой.
И технопарки превратятся в технопни.