Первое, что бросается в глаза на лыжно-биатлонном стадионе в Солдатском ущелье, – не монументальные бетонные мосты (в Европе они все построены из более дешевого материала), а два протеза, лежащие на снегу. Их обладательница Жаныл Балтабаева в это время ловко перебирает палками, находясь в бобе – специальных санках, к которым крепятся лыжи. Она летит на большой скорости с горки и, практически не останавливаясь, пролетает мимо. По окончании тренировки Жаныл спокойно наденет протезы, улыбнется фотографам, выкрикнет: “Привет, Казахстан!” – и пойдет отдохнуть. А вечером – еще одна тренировка. Если кто-то думает, что паралимпийцам заниматься легко, он заблуждается. Это люди с неограниченными возможностями.
Устремленные в спорт
– Мы реально понимаем, что наша команда готовилась к стартам целенаправленно совсем недолго, но все те, кто поедет в Сочи, прогрессируют семимильными шагами, – говорит вице-президент Паралимпийского комитета Казахстана Галина Ванина.
– Дайте характеристику всем пятерым казахстанцам, которые выступят в Сочи.
– Мне кажется, что слово “целеустремленный” не совсем отразит то, что есть на самом деле. У них большая сила воли. Скажем, Александр Колядин, который первым завоевал лицензию на Игры, – ампутант. Сам он – из села, но, несмотря на свое состояние здоровья, без дела не сидел. Колол дрова, пытаясь хоть немного заработать. Еще он очень любит спорт. Но проблема в том, что в его области не нашлось средств, чтобы купить ему специальный протез: почему-то местные власти уверены, что это должны делать мы. Хотя Паралимпийский комитет не может обеспечить всех, но Сергею спортивный протез мы приобрели.
Другая участница – Елена Мазуренко – работает в школе. Кайрат Канафин – из села в Северном Казахстане. Он работал, копил, чтобы снять жилье в Петропавловске и заниматься спортом. У него потрясающий прогресс: он завоевал лицензию в лыжных гонках и биатлоне. Жаныл Балтабаева пришла к нам из легкой атлетики. Занималась гонками на колясках, теперь увлеклась лыжными гонками.
– Когда мы впервые посадили Жаныл в боб, то почти три недели потратили, чтобы освоить технику, – подключается к разговору старший тренер паралимпийской сборной Казахстана по лыжным гонкам Олег Коломеец. – Искали оптимальную посадку, учились проходить спуски. Обычно на них спортсмены теряли много времени. Если в гору наши лыжники идут хорошо, то на спусках те же россияне разгонялись, а мы тормозили. Сейчас все иначе.
– Что скажете о пятом участнике Паралимпиады – Ерлане Омарове?
– В нашей команде он самый возрастной спортсмен. Но очень сильно увлечен спортом. Когда я разговаривал с ним о возможных поездках, интересовался, отпустят ли его с работы. Он ответил: ради спорта брошу все. Эта фраза сказала мне, как тренеру, многое.
Чем отличаются медали?
– У вас нет ощущения, что в Казахстане спортсменов поделили: на тех, у кого есть проблемы со здоровьем, и, скажем так, на здоровых?
– Да, такая проблема есть, – говорит Галина Ванина. – К примеру, мы вызывали на сборы спортсменов из Павлодарской области. Находясь в команде, они здорово работали, прогрессировали. Но вернулись домой – и все. За ними не были закреплены тренеры, они были предоставлены самим себе. И позже показать результат, который бы позволил поехать в Сочи, они, к сожалению, не смогли.
– Где лучше всего относятся к спортсменам-паралимпийцам?
– Можно отметить Северо-Казахстанскую область, Костанайскую и Алматы.
– С какими проблемами сталкиваются наши паралимпийцы?
– Их много. Особенно ощущается контраст, когда они возвращаются с зарубежных стартов домой. За границей к ним уважительно относятся, создают хорошие условия для тренировок и вообще для жизни. Потом они приезжают домой и видят совсем другое. К примеру, недавно мы находились в Алматы в центре медицины и решили рядом поесть. Так, Дениса Петренко пришлось заносить по лестнице на руках – там нет пандусов. Это только один пример.
– А еще размеры премии за медали Олимпиады и Паралимпиады отличаются в разы…
– Этот вопрос мы также поднимали. Хотя на данный момент вопрос с премиями не так важен, потому что реальные шансы на медали при такой же работе у нас будут в 2018 году. И вот тогда такие же призовые, как и у олимпийцев, будут являться огромным стимулом для всех наших спортсменов. Они увидят, что можно тренироваться, выигрывать и что-то заработать.
“Надеюсь, после Сочи о нас не забудут”
Олег Коломеец работал детским тренером в лыжных гонках и еще два года назад о паралимпийском спорте не знал практически ничего: “Да и сейчас, кроме лыжных гонок, мне мало что известно. Одно я вижу – это уникальные спортсмены”.
– Чего вы ждете от Паралимпиады?
– Рекламы паралимпийскому движению в Казахстане. Говорят, что российское телевидение покажет Игры максимально полно. И я верю, что благодаря участию пятерых казахстанцев мы сможем привлечь в спорт людей, которые получили повреждения и считают, что жизнь кончена.
– Признайтесь: вы боретесь за людей или за медали?
– За людей. У нас за последний год у некоторых спортсменов здоровье улучшилось. Один человек на первом сборе падал и не мог встать с саночек. Знали бы вы, каким он выглядел счастливым, когда с помощью палок самостоятельно поднялся со снега.
Или взять Дениса Петренко. Когда мы проходили классификацию, которая нужна для допуска к соревнованиям, врачи не верили, глядя на диагноз, что он на такое способен. Доктора сказали: через год-два, занимаясь так же, как сейчас, ты сможешь встать на костыли!
– У вас нет боязни, что закончится Паралимпиада и о вас забудут опять на годы?
– Я надеюсь, после Сочи о паралимпийцах не забудут. Понимаете, когда в 2013-м мы стали бороться за олимпийские квоты, то напоминали людей, которые бегут по перрону и пытаются догнать уходящий поезд. Мы смогли. Самое главное, чтобы теперь нас с него не ссадили. Уже в апреле команду необходимо собирать и готовить к Играм в Южной Корее. Если следующие четыре года нам будут помогать так же, как сейчас, есть шансы, что в 2018 году казахстанцы будут бороться за медали.