С конца апреля на таможенных постах “Хоргос” и “Калжат” не пропускают грузы.
Пока официальные лица воздерживаются от каких-либо комментариев, а предприниматели бьют тревогу: “наведение порядка” может парализовать экономику.
“Дело не в шопнике с мешком носков”
– Таможня парализована, – говорит Виктор Ямбаев. – Товары не идут, а требования легальной растаможки при существующих условиях приведут к дефициту и подорожанию товара. Тут бы чиновникам задуматься, почему в таких огромных масштабах люди не могли работать легально? А потому что создавались невозможные условия для работы, так как все было замешено на коррупции. И в этой коррупции стали заинтересованы не только таможенники, но и сами предприниматели. Ведь если работать по существующему законодательству, если заплатить все налоги, честно пройти процедуры таможенной очистки, то цена товара будет непомерно высока.
Этот скандал зрел не вчера, мы неоднократно ставили вопросы о том, что торгующие на рынках – а их более 2,5 миллиона – не имеют документов растаможки на товары. Вся система таможенной очистки порочна. Всех удивило количество фигурантов в скандале. Хотя понятно, что цепочка замыкалась вовсе не на начальнике таможни… Теперь начнут рыбу чистить с хвоста.
А пострадают обычные коммерсанты. Арестуют товар, пойдут, возможно, рейды по рынкам, проверят происхождение товара – а у людей никаких документов на руках нет. Груз формировался сборный, платили за растаможку фирмы, которые делали доставку. Сейчас может получиться так, что начнут вешать ярлыки контрабандистов предпринимателям, поймают шопника с двумя мешками носков – возбудят уголовное дело…
Нужно вести борьбу с чиновниками, которые ввергли страну в этот хаос, а не с простыми людьми!
Систему менять надо!
– Этот скандал должен стать уроком, – считает Виктор Ямбаев. – Надо пересмотреть всю процедуру растаможивания груза. Таможня давала в бюджет страны 35 процентов сборов, то есть формирование бюджета делалось практически силовой структурой. Но давайте определимся: таможня – это силовая структура, фискальная или преступный анклав? Вот финполиция сообщает: треть грузов растаможивалась легально. Следуя из этой логики, теперь, когда все будет легально, значит, 90 процентов бюджета будет формировать таможня? Это же нелепо!
На сегодня главный коррупционный налог в стране – это НДС. Очевидно, что это вовсе не налог на добавленную стоимость, а налог с неопределенного оборота. Это и есть ось зла, вокруг которой формируется коррупционное ядро.