Параграф о текущем моменте - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+20 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Параграф о текущем моменте

Параграф о текущем моменте

Есть в Казахстане люди, преданно служащие науке - экологии, изучившие казахскую землю "от и до", посвятившие ей десятки научных монографий, по которым учатся студенты.

  • 8 Июня 2005
  • 2208
Фото - Caravan.kz

Люди, знающие и любящие свое дело — ценные кадры старейшего университета страны — КазГУ (ныне КазНУ им. аль-Фараби), в советские времена входившего в «пятерку сильнейших» университетов СССР.
Почетный профессор КазНУ, лучшего университета страны, доктор географических наук Анатолий Васильевич Чигаркин вот уже более 40 лет занимается изучением природы Казахстана, составлением карт, разработкой научных проектов для строительства дорог, водных каналов, а также — изучением экологических проблем.
В свое время он изъездил на стареньких «Газ-63» — крытых военных фургонах все пустыни и полупустыни Средней Азии и Казахстана, а также облетал казахские степи, изучая их сверху, с неба, на самолете «Ан-2» (раньше с вертолетами была напряженка).
Поэтому географию Казахстана и всё, что связано с территорией — проблемы рек, озер, гор, пустынь — Почетный профессор КазНУ А.В. Чигаркин знает досконально. Не зря Чигаркина персонально (!) пригласили по окончании МГУ им.Ломоносова в 1961 году в аспирантуру Академии наук Казахстана. Когда он из Москвы приехал в солнечную Алма-Ату, город был почти одноэтажным, но утопал в буйной роскошной зелени, — зелень улиц и нежный аромат апорта — до сих пор в памяти.
Научные монографии А.В.Чигаркина переводятся на казахский и английский языки. У него «списывают» целые главы его книг и присваивают себе некоторые авторы, преподающие экологию (в других вузах).
Почетный профессор А.В. Чигаркин идет дальше, — он пишет следующую научную работу, следующую книгу, учебник. Время летит, и его прилежные ученики тоже становятся докторами наук, учеными, нынче это: руководители Центра Казэкология кандидат географических наук Н.В.Попов, профессор А.Скаков, сотрудник института географии А.Кокарев, восходитель на Килиманджаро и многие другие — бывшие студенты, посещавшие лекции Чигаркина.
Он прекрасно умеет преподности тему, и автор данного материала также весьма охотно выслушала несколько профессорских лекций по экологии.
Данный материал чем-то сродни параграфу о настоящем моменте.
Пустыни
А.В.Чигаркин изъездил все пустыни Казахстана и многие пустыни Средней Азии. Свои книги о них он написал в просто, доступно, они читаются легко, что очень важно для студентов. Здесь — только краткие комментарии:
— Половина территории Казахстана — пустыни. Однако пустыни бывают разные: песчаные, каменистые, более всего — глинистых пустынь.
В данный момент тот процесс «наступления пустыни», который наблюдался еще в советское время, то есть «опустынивание», — продолжается. Казахстан по обеспеченности водой был всегда последним в списке республик СНГ (зато очень богат своими недрами).
Несбывшийся вариант
В советское время, с 1985 г. проблему Арала хотели решить и таким образом, — предлагали осуществлять сток сибирских рек, выше Ханты-Мансийска отвести от Оби и Иртыша воды, построив водохранилище, и, используя насосные станции, качать воду для поднятия уровня, далее использовать эту воду для орошения земель, в том числе песчаных.
Пошла бы вода как «Анти-Иртыш». Предполагалось возвести комплекс плотин и около 10 насосных станций для качания воды, до станции Семиозерной в район Аральского моря, что-то около 26 кубических километров в год, хотя на фильтрации могло уйти около 10 %. Появились бы огромные поля — площади для возделывания сельскохозяйственных культур — кукурузы, люцерны, риса. Часть использованной воды попадала бы затем и в Арал, что поддерживало бы уровень моря. Увы, в Казахстане всегда ощущалась нехватка воды. Однако кто бы стал переезжать на эти искусственно «орошаемые» участки для их обживания, облагораживания? Предполагалось (по решению Совмина СССР) переселить туда, к Приаралью — узбеков — декхан, прирожденных земледелов. Нетрудно представить себе, что бы сейчас, в наше время, происходило на тех землях, — претензии и так далее.
Однако в советский период жители районов, прилегающих к Оби и Иртышу, а также и сами жители Приаралья не согласились с этим проектом, и позднее его свернули.
О заповедниках
Мало кто знает, что И.В.Сталин (в период Великой отечественной войны) отменил статус заповедников, хотя их и так было не много. Однако позднее стало очевидным, что заповедники нужны, чтобы сохранить природу, флору и фауну в уникальных уголках огромного государства, в том числе и в Казахстане. Профессор Чигаркин был одним из тех, кто предложил проект для создания 25 зон, охраняемых законом, для спасения в них флоры и фауны Казахстана.
Однако этот проект не был полностью поддержан. И все же заповедники были созданы. Надо сказать, что один из старейших заповедников существовал уже с 1926 года — это Аксы-Джабагалинский заповедник.
Богатая флора и фауна — более 220 видов птиц и животных обитали в новом заповеднике Барсакельмесском, то есть на острове в Аральском море, который ранее благополучно дислоцировался посреди моря, защищаемый от волков и браконьеров морскими волнами.
В истории этого заповедника из-за проблем Арала был и такой момент: куланов отлавливали и сажали на борт самолета, который перебазировал их в более безопасный район близ Капчагайского водохранилища.
Кстати, возле Астаны, (прежде — Целинограда) буквально в 220 км и был создан Кургальджинский заповедник, где отлично себя чувствуют (и размножаются) симпатичные розовые фламинго.
Заповедная зона вокруг столицы Алма-Аты была колоссальной. Ее просторы были весьма впечатляющими. К сожалению, в последнее время территории Иле-Алатуского заповедника значительно сократились.
Профессор считает, что в процессе урбанизации природа теряет многие свои первозданные прелести, мало того, что меняется полностью ландшафт по вине человека, исчезают виды растений, истребляются уникальные виды птиц, рыб, животных.
Всё то, что обитало на территории страны 100, 200 лет назад — является естественным наследством природы, однако уже многое из сокровищ казахстанской природы исчезло, причем навсегда.
Мы должны сохранить хотя бы то, что ЕЩЁ НЕ ИСЧЕЗЛО, и это в наших силах, пока не поздно. На территории многих стран благополучно под охраной государства и закона существуют огромные заповедные территории. Наша страна обладает достаточными возможностями, чтобы сохранить, сберечь на тех немногих гектарах прекрасной казахстанской земли уголки нетронутой пока природы, недоступной для грабителей и браконьеров, из-за труднодоступности, непроходимости на подступах к ее обители.
Многие пилоты, летавшие над горами Тянь-Шаня, считают, что наши горы обладают великолепием и красотой, которые многим людям просто никогда не дано увидеть, потому что туристический бизнес у нас еще недоразвит. Этим кто-то должен заняться, чтобы вложить в бизнес деньги, построив хорошие отели, ранчо, вертолетные площадки, и только затем будет возможность иметь колоссальные прибыли.
Великолепие многих уголков нашей природы спрятано в горах (и слава богу, уцелело), а доступ туда, как вы понимаете, либо с земли, либо с неба.
Итак, мнение Почетного профессора Анатолия Васильевича Чигаркина:
«Экология ставит своей целью защиту окружающей среды. Бесспорно — создание заповедников — дело государственной важности. Пока не поздно, можно создать еще один заповедник, причем он может быть одним из лучших в мире: в горах, в красивых отрогах, среди столетних елей, очаровывающих своим видом, запахом, первозданностью, среди ореховой рощи в Западном Тянь-Шане, что в Угамском хребте. Многое указывает на то, что это восхитительное место — обитель богов. Кто побывал там хотя бы однажды, никогда не забудет этот «лик дикой древней недоступной, высокой нетронутой природы», храня в памяти её звуки, запахи, даже мысли о ней.
И дело не только в Красной книге, или в туристическом бизнесе, дело в любви к природе, в любви к «родным пенатам». Если сегодня не принять меры по спасению природы, потом будет поздно.
Казахстан обладает уникальными природными сокровищами, и их нужно сберечь хотя бы для будущих поколений. Существуют страны, не имеющие и половины того, что есть в Казахстане».
Диагноз
В процессе изучения проблем экологии (с использованием данных мониторинга) положение вещей сложилось следующим образом:
— Уровень (класс) экологической дестабилизации с индексом «катастрофический» присвоен Арало-Тургайской пустынной области (частично), Чигизтауской полупустынной (частично), Западно-Алтайской (частично). В сумме эти катастрофические территории составляют около 40 648 км. кв., то есть 1,5 % от площади Казахстана.
— Уровень (класс) экологической дестабилизации с индексом «критический» — в Арало-Тургайской пустынной области (частично), Чигизтауской полупустынной (частично), что в общей сумме составляет около 171 715 км. кв., то есть 6,3 % от площади Казахстана.
— Уровень (класс) экологической дестабилизации с индексом «напряженный» — в Нижнесырдаринской пустынной области, в Западно-Алтайской горной (частично), что в сумме составляет около 709 715 км.кв., то есть 26,1 % от площади Казахстана.
— Уровень (класс) с индексом «удовлетворительный» это достояние большей части геоэкологических областей. По точным подсчетам, их территория в общей сумме составляет около 1 290 727 км кв., то есть 47,2% от площади Казахстана.
— Уровень (класс) с индексом «благоприятный» — счастливая участь геообластей: Северо-Тургайской сухостепной, Южно-Тургайской полупустынной, Устюртской пустынной, Кызылтасской пустынной, Южно-Алтайской горной, Калбинской горной, Тарбагатайской горной, Саурской горной, Барлык-Майлинской горной, Джунгарского Алатау горной, Западно-Джунгарской горной, Шу-Илийской горной, Заилийской горной; в общей сумме «благоприятные» территории составляют около 512 295 км кв., то есть 18,9 % от площади всего Казахстана.
Таким образом, от 100 % всей территории страны только 18,9 % — благополучны.
Акценты на опасностях
Итак, существует таблица, созданная профессором Чигаркиным для студентов, изучающих экологию: «Региональные закономерности загрязнения природной среды на территории Республики Казахстан». С позволения профессора, рассмотрим лишь некоторые примеры (в полной таблице — 71 пункт), основанные на данных мониторинга гидрометеостанций и экопостов.
Уральский долинный урбопромышленный геомолисмологический: уровень напряженный, индекс загрязненности атмосферы (далее — ИЗА) = 1,4 (выбросы диоксида азота), индекс загрязненности воды (далее — ИЗВ) =0,45 (река Урал); факторы загрязнения — городская среда, автотранспорт, машиностроение; проблемы: загрязнение воздуха, сброс в реку Урал сточных вод.
Карашаганакский равнинный, нефтегазодобывающий: уровень напряженный: выбросы метана, диоксида, серы, углеводородов, загрязнение воздушного бассейна, почв, растительности; крупнейшее нефтегазоконденсатное месторождение, газовые факелы, отвалы серы.
Актюбинский увалисто-равнинный, урбопромышленный: уровень напряженный: ИЗА = 10 (диоксид азота, формальдегид), ИЗВ = 4,46 (река Илек), факторы загрязнения — черная металлургия, химическая промышленность, урбосистема; загрязнение воздуха, река Илек.
Алгинский увалисто-равнинный, химико-промышленный: уровень напряженный: промышленные отвалы химического комбината в пос. Алга (фосфориты); проблема: рекультивации отвалов.
Эмбинский возвышенно-равнинный нефтедобывающий: уровень напряженный: разливы нефти при добыче; нефтяные амбары. (Нефтяные амбары — это отходы от производства, которые сливают в огромные ямы, присыпая сверху грунтом. Их вполне можно использовать для асфальтового бизнеса, — что и делается в некоторых странах).
Атырауский долинно-дельтовый, урбопромышленный: уровень напряженный: ИЗА = 2,5 (пыль диоксидазота), ИЗВ = 0,58 (река Урал); факторы загрязнения — нефтеперерабатывающая промышленность, системы расселения; проблемы предотвращения загрязнения реки Урал, охрана дельты как нерестилища осетровых.
Доссорский солончаково-равнинный, нефтедобывающий: уровень напряженный: разливы нефти при добыче, замазучивание почво-грунтов; факторы загрязнения — добыча нефти, беспорядочная сеть дорог; проблема загрязнения нефтью почво-грунтов, дефицит воды.
Тенгизский равнинный, нефтегазодобывающий: уровень КРИТИЧЕСКИЙ: газовые факелы (метан), отвалы серы при добыче нефти, в акватории Каспийского моря — более 250 (!) затопленных нефтяных скважин, крупнейшее нефтегазовое месторождение (здесь добыча нефти — до 12 000 000 тонн в год!).
… Затопленные 250 скважин — следствие поднятия уровня Каспия. Металл подвержен коррозии (это знают даже школьники), что может стать со временем причиной колоссальных взрывов метана на Каспии — по истечении срока годности металлических «крышек» запаянных сваркой, теперь находящихся под водой, угроза для всего региона! Катастрофу необходимо предвидеть и принимать меры, чтобы избежать ее.
Бузачинский приморско-равнинный, нефтедобывающий: уровень КРИТИЧЕСКИЙ: многочисленные разливы нефти, нефтяные амбары; проблемы — замазученности почвогрунтов в результате добычи нефти.
Азгирский песчано-равнинный, ядерно-испытательный: уровень КРИТИЧЕСКИЙ: результат произведенных в 1966 -1979 гг. 17 подземных ядерных взрывов с целью создания серии крупных нефтегазохранилищ; повышенное загрязнение почвы, необходима рекультивация земель.
Индерский равнинный, горнодобывающий: уровень напряженный, добыча боратов на озере Индер; высокотоксичные отвалы боратового рудника; необходима рекультивация земель.
Тайсойганский песчано-равнинный испытательный: уровень напряженный, в прошлом территория испытательного полигона ПВО; рекультивация земель.
Хромтауский холмисто-равнинный, горнодобывающий: уровень напряженный: карьеры и отвалы Донского хромитового рудника (токсичные соединения шестивалентного хрома); загрязнение воздушного бассейна пылью; вода реки Илек грязная — ИЗВ = 4,46-хром (6+), фенолы; необходима рекультивация земель.
Петропавловский долинный, урбопромышленный: уровень напряженный: ИЗА = 6,8 (оксид углерода, оксид азота, фенол, формальдегид), ИЗВ = 0,99 (река Ишим); факторы загрязнения: система расселения, энергетика, машиностроение, проблемы загрязнения реки Ишим промышленно-бытовыми отходами.
Соколовско-Сарбайский равнинный, горнодобывающий: уровень КРИТИЧЕСКИЙ: добыча железной руды в карьерах (глубиной 330 и 350 м), громадные отвалы пустой породы, шламы обогащения; загрязнение города Рудного пылью, сбросы в реку Тобол сточных вод Соколовско-Сарбайского ГОК; рекультивация отвалов.
Костанайский равнинный, урбопромышленный: уровень напряженный: ИЗА = 2,9 (оксид углерода, диоксид азота); ИЗВ = 0,49 (река Тобол); факторы загрязнения — урбосистема, энергетика, необходима мелиорация воздушного бассейна.
Астанайский равнинный, урбопромышленный: уровень напряженный: ИЗА = 2,7 (диоксид азота, фтористый водород), ИЗВ = 1,01 (вода 3 класса, умеренно-загрязненная); факторы загрязнения — энергетика, автотранспорт, проблема загрязнения реки Ишим.
Темиртауский мелкосопочный, химико-металлургический, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 6,9 (пыль, диоксид азота, аммиак, фенол, сероводород), ИЗВ = 2,69 (река Нура-БПК-5, азот, аммонийный, фенолы, медь, нефтепродукты), шламы и шлаки комбината «Испат-Кармет», загрязненная вода Самаркандского водохранилища.
Карагандинский мелкосопочный, урбогорнодобывающий, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 4,6 (оксид углерода, пыль, диоксид азота, фенол), ИЗВ = 3,89 (река Нура-БПК-5, фенолы, медь, цинк, нефтепродукты), Карагандинский угольный бассейн (более 20 шахт, терриконы, отвалы); сильное загрязнение почв, нарушение рельефа; факторы загрязнения — г. Караганда и города — спутники.
Жезказганский мелкосопочный, урбопромышленный, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 7,5 (пыль, диоксид азота, фенол); ИЗВ = 5,4 (Кенгирское водохранилище); вода грязная, рудники, отвалы, шламохранилища, карьеры открытой разработки медной руды; загрязнение почв тяжелыми металлами; Жезказганский промузел.
Семипалатинский мелкосопочный, ядерный испытательный полигон: уровень КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ: на территории бывшего ядерного полигона в 1949-1999 гг. произведено 467 (четыреста шестьдесят семь) атомных взрывов; опасность вызывает загрязнение почв, подземных вод, растительности ряда опытных площадок (стронций -90, цезий — 37).
Аральский аквальный: уровень КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ, сокращение площади моря с 66,9 до 26,7 тыс. км. кв., понижение уровня моря на 16 метров, рост солености с 10 до 46 г/л (начиная с 1961г.); разделение моря на две части — Большой и Малый Арал; усыхание моря — прогрессирующее.
Сырдарьинский долинно-дельтовый земледельческий, уровень КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ: усыхание Аральского моря прогрессирует, ширина осушившейся полосы до 150 км; вынос с бывшего дна моря огромного количества пыле-солевых осадков; засоление почв, сильное загрязнение реки Сыр-Дарьи, зона экологического бедствия.
Шымкентский предгорно-равнинный, урбопромышленный, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 10 (пыль, оксид углерода, диоксид серы, диоксид азота, фенол); загрязнение почв (медь, молибден, свинец); факторы загрязнения: цветная металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая, цементная промышленность, Шымкентский промузел.
Усть-Каменогорский горно-долинный, урбопромышленный: уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 17,8 (пыль, оксид углерода, диоксид серы, диоксид азота, фенол), ИЗВ = 1,55 (река Иртыш), вода 3 класса, умеренного загрязнения; основные загрязнители — цветная металлургия, энергетика, система расселения; Усть-Каменогорский промузел включает реку Красноярку (ИЗВ = 7,13),- вода 6 класса, очень грязная.
Лениногорский горно-долинный, урбопромышленный, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 10,0 (диоксид серы, диоксид азота, фенол); ИЗВ = 5,2 (река Ульба), вода 5-го класса, грязная, факторы загрязнения: предприятия горнодобывающей промышленности (свинец, цинк, медь); рудники, отвалы, шламоотстойники.
Зыряновский горно-долинный, урбопромышленный, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 10,5 (пыль, диоксид серы, фенол, формальдегид); ИЗВ = 1,2 (река Бухтарма), вода 3 класса загрязненная, рудники и карьеры (Коржинский глубиной 350 м).
Таразский предгорно-равнинный, урбопромышленный, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 7,8 (оксид углерода, диоксид азота, формальдегид), ИЗВ = 0,74 (река Талас); факторы — система расселения, химическая промышленность, промышленные отвалы, энергетика, необходимо предотвращение загрязнения рек Талас, Ассы.
Алматинский предгорно-равнинный, урбопромышленный, уровень КРИТИЧЕСКИЙ: ИЗА = 9,9 (пыль, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид), ИЗВ = 1,89 (река Малая Алматинка), вода 3 класса, умеренно загрязненная; факторы загрязнения — энергетика, автотранспорт, система застройки г Алматы, природные условия, определяющие преобладание в климате штилевых явлений. Нетрудно заметить, что процесс решения проблем экологии развивается пока медленно.
И такое вот состояние экологии, разумеется, не может не отражаться на здоровье нации. Предпосылки к разрушению здоровой экосистемы неизбежно влекут за собой ухудшение здоровья людей, а это тенденция, не совместимая с правом человека на охрану здоровья, которое гарантировано Конституцией…