Пара слов о молодежной политике - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пара слов о молодежной политике

Пара слов о молодежной политике

Общий уровень прозрачности молодежной политики, выявленный на основе писем-запросов молодежных НПО Казахстана в адрес государственных структур, с учетом возможных поправочных коэффициентов находится в коридоре от 30 до 43% из ста возможных.

  • 14 Декабря 2009
  • 3111
Фото - Caravan.kz

Значение 43% определено как доля ответов, полученных на письма-запросы, а 30% процентов определяют уровень полных ответов на заданные вопросы.
Такие данные были получены молодежными организациями — участниками проекта «Мониторинг и анализ реализации молодежной политики в Республике Казахстан», поддержанного Фондом Сорос-Казахстан.
Результаты упомянутого проекта на минувшей неделе были презентованы в Астане в рамках круглого стола «Молодежь и общество: социальная и экономическая справедливость и молодежная политика Республики Казахстан». Мероприятие было призвано начать диалог о роли молодежи в жизни государства и общества, включая область экономической и социальной справедливости и вопросы формирования и отслеживания средств, отпущенных на реализацию молодежной политики.
На взгляд экспертов, участников круглого стола, с принятием Концепции молодежной политики в 1999 году, а затем и Закона «О государственной молодежной политике» в 2004 году, ситуация в сфере регулирования и развития молодежной политики в Казахстане в целом улучшилась. Как отмечают авторы отчета о ситуации в сфере молодежной политики на основе проекта «Анализ и мониторинг молодежной политики в Республике Казахстан за период 2004-2008 годы», в основном это произошло благодаря наличию политической воли, направленной на сближение молодежных неправительственных организаций и государства, а также развитию нормативно-правовой базы, позволяющей государству, молодежным НПО и бизнесу совместно работать в одном правовом поле.
Но вместе с этим эксперты нашли ряд проблем, связанных с дальнейшим развитием молодежной политики в Казахстане.
Специалисты отмечают, что об этом говорили как сами молодежные организации, представляя интересы своей целевой аудитории, так и представители государственных органов. Так, по словам организаторов проекта, представителей целого ряда молодежных НПО страны, среди основных проблем, обнаруженных в ходе исследования молодежной политики, можно отметить декларативность закрепленных в молодежном законодательстве тезисов, слабую связь между республиканскими и местными (региональными) программами реализации молодежной политики, нехватку профессиональных кадров в молодежных структурах, в том числе и неправительственных организациях, и др.
Между тем на сегодняшний день существует несколько уровней исполнения молодежной политики, а также множество министерств, ведомств, местных исполнительных органов, которые в той или иной части ответственны за ее исполнение. По данным молодежных НПО, основным администратором и ответственным органом за реализацию молодежной политики является Министерство образования и науки (МОН) РК, в частности, департамент воспитательной работы и молодежной политики.
«В этой связи, эффективность и результативность работы существующей модели управления и исполнения государственной молодежной политики вызывает вопросы, — говорит Улугбек Тналиев, участник проекта. — Насколько продуктивной может быть работа текущего администратора молодежной программы, который помимо своей основной задачи по развитию сферы образования должен совместно с другими министерствами и ведомствами развивать и направление молодежной политики».
Учитывая эти и ряд других вопросов представители молодежных НПО Казахстана разработали целый ряд рекомендаций по формированию молодежной политики, в числе которых предложения по проведению глубоких социальных, демографических, экономических, правовых и иных исследований по вопросам развития потенциала молодежи, составлению уполномоченными государственными органами исполнительной власти на центральном и местных уровнях консолидированных планов по реализации молодежной политики на среднесрочный период, возможности внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты о молодежи и молодежной политики лишь при широком их обсуждений с получением обратной связи от заинтересованных сторон, в первую очередь от молодежных организаций.
По итогам круглого стола каждый из участников озвучил практические рекомендации, которые должны стать действенными инструментами по актуализации и решении проблем молодежи республики.
«В числе рекомендаций по исполнению молодежной политики мы отметили необходимость тестирования эффективности и результативности существующей модели исполнения молодежной политики, включая наличие департамента при Министерстве образования, центральных и местных советов, — отмечает Улугбек Тналиев. — Кроме того, крайне важно рассмотреть возможность создания межсекторального Комитета по молодежной политике, ответственного за реализацию государственной программы на республиканском уровне, а также обеспечить большую прозрачность выделения средств государственного бюджета и результатов проектов молодежных организаций в рамках государственного социального заказа».
Молодые активисты надеются, что все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, а также развития их общественно значимых инициатив.