Выставка, представленная в Кызылорде, – это главным образом картины, которые были выполнены за несколько лет до ухода художника из жизни в 1994 году. Специалисты особо отмечают такие работы, как “Мечеть” – на картине изображена подземная мечеть Шахбагата; памятник казахской архитектуры Западного региона, в частности Мангышлака; “Умай” – собирательный образ национальных петроглифов, полотно “Лошадь” – любимая тема Айтбаева.
Художник родился в Кызылорде, но в 1957 году поступил в Алматинское художественное училище имени Гоголя и после его окончания связал свою жизнь с южной столицей. О его работах заговорили, начиная с выставки молодых художников 1966 года, а вернее, с картины “Счастье”. Героями этой и последующих картин художника являются сильные натуры, способные соединить в себе духовную и физическую красоту.
– Картина “Счастье” стала для Салихитдина Айтбаева своего рода камертоном новой художественной выразительности в искусстве того периода, – считает живописец из Алматы лауреат Госпремии Дулат Алиев.
Также широко известны такие полотна Айтбаева, как “Молодые казахи”, “Гость приехал”, “Обед”, и многие другие. Все они находятся в экспозиции Музея искусств имени Кастеева в Алматы. Салихитдином Айтбаевым создано много работ в жанре пейзажа и натюрморта. Он занимался книжной иллюстрацией и станковой графикой, иллюстрировал поэзию своего большого друга Олжаса Сулейменова…
Характерный рисунок, особая обобщенность и пластическая монументальность форм – это особый стиль, которым всегда отличались работы Салихитдина Айтбаева.
Елибай ДЖИКИБАЕВ, фото автора, Кызылорда