Вам мат… в девять ходов
– Первые случаи читерства были описаны еще в 1980-е годы, – рассказывает “КАРАВАНУ” международный гроссмейстер Евгений ВЛАДИМИРОВ. – Но тогда все было на примитивном уровне. Говорят, на одном из турниров в США второе место занял шахматист, которого ни до ни после тех соревнований нигде не видели. Он поражал публику своей внешностью и поведением, ходил исключительно с забинтованной головой, как будто после аварии. Только потом стало понятно, в чем было дело. Что касается игры, то его, как неопытного шахматиста, все время пытались на доске запутать. И вот в один момент комбинация у его соперника не получилась, и он сдал партию. Реакция читера была неожиданной. “Ну, конечно, – ответил он. – Ведь здесь мат в девять ходов”. Никто из шахматистов не считает, в какое количество ходов можно поставить мат. Понятно, что это была строчка компьютера.Алибек Ибрагимов: Федерация просто “сплавила” Коцура
Шахматное WADA
– Существует ли в шахматах структура, подобная WADA, которая занимается выявлением случаев читерства?
– Специальной структуры, кажется, нет, – отмечает “КАРАВАНУ” еще один наш известный шахматист, международный гроссмейстер Муртас КАЖГАЛЕЕВ. – Однако судьи проверяют игроков на входе в турнирный зал во время больших официальных соревнований. На Всемирной шахматной олимпиаде в Баку проверяли иногда и во время партии.
– Насколько мне известно, такая комиссия при ФИДЕ все же есть, – добавляет Евгений Владимиров. – Правда, как она работает и какие предпринимает усилия для искоренения читерства, остается загадкой. Сама комиссия шахматистов-мошенников не выявляет, а реагирует только по факту. Каких-то особых правил у этой структуры нет. Конечно, это лучше, чем ничего, но эффективность от такой работы невысокая.
Пожизненный бан от коллег
– Какие существуют виды наказания за читерство?
– Игрок дисквалифицируется на несколько лет, – говорит Муртас Кажгалеев. – Но, что еще хуже, он получает пожизненное неуважение коллег. Отмыться после факта читерства невозможно. Как правило, эти игроки после скандала заканчивают играть. Как-то на турнире в ОАЭ поймали гроссмейстера из Грузии. Он спрятал в туалете смартфон, где была позиция из его партии, и ходил в туалет за подсказками. Судья обнаружил это, и шахматиста удалили с турнира.
– В Индии была пара нашумевших случаев, когда два шахматиста, независимо друг от друга, вдруг начали быстро расти, – вспоминает Евгений Владимиров. – Один из них даже в национальную команду попал и выступал на олимпиаде. Причем, когда прогрессирует молодой шахматист, это в порядке вещей. Но если вдруг прибавляет и в силе игры, и в рейтинге человек, которому за тридцать, это поневоле вызывает удивление. Поэтому их вскоре разоблачили и дали каждому дисквалификацию, если не ошибаюсь, по десять лет.
– Но самый знаменитый случай произошел с гроссмейстером Себастьяном Феллером из Франции, – продолжает Евгений Владимиров. – Он вроде бы с помощью читерства даже занял первое место на своей доске на олимпиаде. Это было как раз в тот год, когда на олимпиадах появились солидные денежные призы за личные результаты.
Под угрозой исчезновения
– Насколько серьезной проблемой является читерство?
– Поначалу оно воспринималось как курьез, а массовый характер приобрело лет семь-восемь назад, и с каждым годом таких случаев становится все больше, – считает Евгений Владимиров. – Подключиться к компьютеру сейчас несложно, а нынешние программы настолько сильны, что даже в руках тех, кто не имеет высокой квалификации, могут дать хороший результат. Так что эта проблема серьезная. Завтра она будет серьезнее, чем сегодня, а послезавтра серьезнее, чем завтра. Если, конечно, в этом направлении и дальше ничего не делать.
– Проблема очень серьезна, потому как грамотный читер победит любого шахматиста, вплоть до чемпиона мира, – согласен со своим старшим коллегой Муртас Кажгалеев. – Пока количество таких мошенников невелико – в шахматы, как правило, играют честные люди. Однако угроза может дойти до того, что шахматы как спорт просто будут закрыты.