Падение цен на зерно в Казахстане: какую роль сыграла Россия - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Падение цен на зерно в Казахстане: какую роль сыграла Россия

Падение цен на зерно в Казахстане: какую роль сыграла Россия

Когда полулитровая бутылка воды подорожала с 45 тенге до 120, никто не пикнул, а когда хлеб дорожает на 5–6 тенге, сразу поднимается шум

  • 8 Августа 2022
  • 1568
Фото - Caravan.kz

Значительное падение цен на зерно нового урожая в Казахстане дает реальные основания для снижения текущих цен на муку, хлебопродукты, подсолнечное масло, мясо и яйцо. Об этом заявил председатель Зернового союза Казахстана Нурлан ОСПАНОВ в ходе “круглого стола” в столице.

Защитим своих

Зерновой союз Казахстана (ЗСК) ожидает значительное снижение цен на зерно в новом сезоне. Для защиты интересов отечественных фермеров организация предлагает установить предельные внутренние цены на уровне не ниже 125 тыс. тенге за тонну пшеницы 3 класса и 120 тыс. тенге – за тонну пшеницы 4 класса.

– Как это сделать – нам нужно всем вместе подумать, – сказал Нурлан Оспанов и остановился на факторах, которые будут влиять на ценообразование зерна в Казахстане.

– Это рекордный урожай зерна в России и ее планы по расширению рынков сбыта, снижение внутренних цен на пшеницу 3 класса в РФ, активизация северного соседа на экспортных рынках Казахстана: Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Иран. Также теневой оборот российского зерна в Казахстане и его реэкспорт в Среднюю Азию и Иран; укрепление тенге по отношению к российскому рублю.

Эксперты ЗСК подсчитали: если цена в России сложится на уровне 12 тыс. рублей за тонну, а курс рубля к тенге – 8,5, то импорт из РФ будет стремиться к 135 тыс. тенге/тонна с НДС. При цене в России 11,5 тыс. рублей/тонна и курсе валют 7,5–8 тенге за рубль российское зерно будет стоить 115–123 тыс. тенге/тонна. Эта стоимость будет влиять на внутренние цены в Казахстане. Сильное влияние оказывает и серый импорт. К примеру, если легально ввезенное зерно с уплатой НДС будет стоить 115 тыс. тенге/тонна, то нелегальное будет оцениваться в 103 тыс. тенге.

Фактор России

Вдобавок ко всему с 1 июля Россия сняла запрет на экспорт своей продукции в Казахстан, так что российский фактор будет довлеть на протяжении всего предстоящего сезона, напомнил Нурлан Оспанов.

Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ
Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ

– Если не принять меры, то неконтролируемое снижение цен на зерно обвалит внутренние цены в Казахстане, и фермеры, у которых в ноябре – декабре начнутся выплаты по кредитам и лизингу, столкнутся с финансовыми сложностями.

Поэтому мы предлагаем ввести с 1 сентября запрет на импорт зерна и продуктов его переработки автомобильным транспортом. Контрабандисты, не уплачивающие НДС, вытесняют с рынка честно работающих поставщиков, поскольку могут демпинговать за счет высокой маржи.

Мы направили предложение премьер-министру РК. Решение нужно принять до 1 сентября, иначе серый импорт и цены будут давить на внутренний рынок, а значит – на доходы зернопроизводителей, – сказал Нурлан Оспанов.

По прогнозам ЗСК, валовой сбор пшеницы в Казахстане в этом году составит 16 млн тонн, после доработки – 14,4 млн тонн. С учетом переходящих запасов в пределах 1,1 млн тонн, импорта российского зерна в пределах 1,3 млн тонн, экспортный потенциал в новом сезоне в Казахстане оценивается на уровне 9 млн тонн.

Уронили реноме

Печально, но факт – страны-импортеры уже не рассматривают Казахстан в качестве предсказуемого стабильного партнера. Они ищут новые каналы покупки продукции, и первым делом это Россия, констатировал глава ЗСК.

– Что мы делаем в это время? Начинаем регулировать экспорт и мешать нашим участникам рынка зарабатывать на том, чтобы продавать по максимально справедливым ценам,

В прошлом году мы объявляли, что будем запрещать вывоз пшеницы, вводить пошлины, чем напугали наших партнеров.

Между озвучиванием наших желаний, планов и решений прошло 2–3 месяца, в это время наши покупатели находились в неведении, не понимали – покупать у нас или нет.

Нужно отказаться от ограничения экспорта: квотирования, лицензирования и всего остального, чтобы сохранялся платежеспособный спрос, чтобы на рынке оставались и переработчики, и экспортеры зерна. Только тогда будут конкуренция между ними и справедливая рыночная цена для производителей зерна, – подчеркнул Нурлан Оспанов.

Минсельхозу Союз предлагает составить баланс спроса и предложения зерна, а также продуктов его переработки, и на основе этого до 1 сентября объявить экспортный потенциал по каждому виду чувствительной продукции: пшеница, семена подсолнечника. Иначе рынок разбалансируется.

Основания есть

На фоне снижения цен на пшеницу глава ЗСК видит основания для снижения цен на продукты питания. Мир, по прогнозу ООН, ждет голод из-за войны в Украине: что будет происходить в Казахстане

– Цена на пшеницу при производстве хлеба составляет порядка 30 процентов затрат. Если эта часть затрат снижается, то есть все основания увеличить прибыль компаний либо уменьшить отпускную цену. Что они выберут – второй вопрос.

И хотя есть другие затраты, которые наши переработчики и хлебопеки могут нести: электроэнергия, ГСМ, цены на хлеб могут и должны, по идее, снизиться. И не только на хлеб, но и на масло подсолнечное, мясо красное и белое, яйцо, так как при их производстве в качестве корма либо сырья используют зерно, – сказал Нурлан Оспанов.

При этом объективно справедливой ценой на хлеб глава ЗСК считает рыночную стоимость.

– Из-за регулирования цен на хлеб мы ломаем бизнес хлебопекам, мукомолам и зернопереработчикам. Если есть социально уязвимые слои населения, которые не могут себе позволить хлеб по рыночной цене, им нужно оказывать адресную социальную помощь. Все остальные должны платить рыночную цену.

Когда полулитровая бутылка воды подорожала с 45 тенге до 120, никто не пикнул. Как эта вода производится? Куча фильтров – вот и вся работа. А хлеб проходит долгий процесс от зерна до стола потребителя, и когда цена увеличивается на 5–6 тенге, то поднимается крик и шум. Почему?.. Рыночная стоимость булки хлеба (“кирпича”) должна быть сопоставима с ценой пшеницы 3 класса. Если у нас 120 тыс. тенге за тонну, то хлеб должен стоить 120 тенге. Так что если цена на пшеницу, как мы прогнозируем, пойдет вниз, то есть все основания, чтобы и цена на хлеб снижалась, – сказал Нурлан Оспанов.

В целом, как подчеркнул глава ЗСК, важно соблюсти интересы всех участников зернового рынка.

– Нужно не дать провалиться ценам на зерно, чтобы зернопроизводители могли получить хотя бы минимальный доход и поддержать платежеспособный спрос. Если смотреть на участников рынка как на дробь, то именно зернопроизводитель находится в знаменателе и кормит всех остальных наверху: зернотрейдеров, зернопереработчиков, поставщиков удобрений, запчастей, химии и других участников рынка. А если кто-то из числителя захочет получить преференции за счет знаменателя, то лихорадить будет весь зерновой рынок, – заключил Нурлан Оспанов.

НУР-СУЛТАН