Джеки Чан в одном из интервью сказал, что история его страны насчитывает 5000 лет, история ее нового правительства – всего 60, а сам фильм даст возможность зрительской аудитории узнать больше о китайской культуре и о традиционных боевых искусствах, такая, мол, замечательная реклама.
И в самом начале действительно ищешь глазами надпись вроде «по заказу Государственного комитета китайского телевидения и радиовещания».
Хотя «Каратэ-пацан», конечно, не об этом. Это просто чудесный и на одном дыхании отсматриваемый фильм, полный чистых, пусть и трудных порой человеческих отношений и искренних эмоций.
Когда типичное американское кинематографическое «я люблю тебя, сынок» далеко не сразу отзывается эхом «я тебя тоже люблю», а выдавливается через не хочу и почти шепотом: тут есть смех над самими собой и своими кинотрадициями и уважение к той стране, где не принято выражать свои чувства напоказ.
Тема противостояния и победы добра над злом, а заодно и проблематика жестокости узаконенных и не очень боев (или драк, кому как ближе), перенесенная в детский мир – смотрится достаточно свежо.
Мысль о том, что все, что ты делаешь в этом мире – даже если просто снимаешь куртку или надеваешь – все это кун-фу, — не нова. Но звучит тоже как-то по-иному.
Геометрические и по цветовой гамме выверенные массовки, прекрасные пейзажи, архитектурные линии – ничто не отвлекает и не оттягивает внимания зрителя на себя, как зачастую бывает – а наоборот – усиливают, подчеркивают, оттеняют, ну что там еще должны делать декорации?
Душевнейшее кино, где каждый появляющийся на экране актер сразу становится родным, и ты сидишь и морщишь лоб, ну, господи, почему мне так знакомо это лицо? И это. И вон-то – я тоже где-то видела!
В принципе, так оно и вышло: главная юная героиня «Каратэ-пацана» Мэй Ин чертовски и внешне и по амплуа тинейджера-инженю похожа на кинематографическую Чоу Ченг из увлекательных приключений британского бурати… Гарри Поттера.
Сексапильную хохотушку Таранджи Хенсон, как оказалось, я видела в «Загадочной истории Бенджамина Баттона», где она тоже играла матушку, правда, несколько необычного и замысловатого старика-с-возрастом-превращающегося-в младенца.
Плюс — ни одной фальшивой нотки в великолепной актерской работе Смита-младшего — его наверняка ждет большое будущее, если не разленится на жирных голливудских харчах, и не разнежится под папиным продюсерским крылышком.
С другой стороны, учитывая его серьезный послужной список в столь юном возрасте – он наоборот, может «сгореть» на работе. Джейден Смит даже более красив, чем отец, но, главное, ничуть не менее талантлив. Я думаю, что по окончании проката фильма, например, только в Китае, у него появится как минимум миллионная армия поклонниц.
А еще есть повзрослевший, однако по-прежнему бравый (хоть и косящий под сломленную развалину) слесарь по сюжету Джеки Чан — в кои-то веки не кривляка, и не пародист, а как бы драматический актер высокого полета.
Детройт и Пекин — это разные параллельные плоскости и тем не менее – один мир, внутри которого в любой точке можно найти и друзей, и понимание, и любовь – все зависит от самого человека, насколько он открыт сердцем (учись видеть не глазами, а сердцем – тоже тщательно разжевываемый во многих фильмах философский канон).
И параллельно у нашего зрителя случаются какие-то аллюзии, у того, кто еще помнит простенькие заставки Мортал комбат на нинтендо, видеосалоны 90-х годов прошлого столетия, где основным зривом были боевики с участием Брюса Ли, Чака Норриса, Ван Дама и прочей машущей ногами и покрикивающей К.
Да, та же романтика схваток, характеров и героев. Но живых, из плоти и крови, не схем ходячих, и не чудищ инопланетно-волшебных, коими полнятся образчики 3D начала нынешнего века.
Вначале ты должен одержать победу над своими страхами и над собой. И только тогда ты победишь соперника. И первое – гораздо главнее.
Все знают об этом, все снимают об этом картины, почему же мы так редко пытаемся походить на их героев?