Овощи из Киргизии и идеи от ЦМАИ - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+16 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Овощи из Киргизии и идеи от ЦМАИ

Овощи из Киргизии и идеи от ЦМАИ

Как создать эффективную экспортную политику?

  • 31 Января 2007
  • 1473
Фото - Caravan.kz

Почему в соседней Киргизии есть предприятия, которые поставляют сушеные фрукты и зелень для московских ресторанов, а у нас таких нет?
Этим примером иллюстрируют те проблемы и задачи, которыми они занимаются, сотрудники «Центра маркетингово-аналитических исследований» (ЦМАИ), разрабатывающие с середины прошлого года по заказу Комитета по регулированию торговой деятельности Министерства индустрии и торговли Программу содействия продвижению экспорта казахстанских товаров и услуг на внешние рынки.
Речь, конечно, идет не об экспорте петрушки как о цели государственной политики: стимулированию экспорта придается важнейшее значение на уровне правительства, эту задачу ставил и глава государства.
«Почему нужно продвигать экспорт? Прежде всего — глобализации Казахстану не избежать, и глобализации не только торговли, но и производства. А экспортировать — это единственный способ быть конкурентным», — так объясняет главный мотив всей задачи советник председателя правления АО ЦМАИ Сауле Ахметова.
Опыт даже бедных стран показывает, что экспорт является способом обеспечить долгосрочное развитие экономики.
Проанализировав статистику состояния и развития различных отраслей казахстанской экономики, эксперты ЦМАИ отобрали в качестве наиболее достойных потенциальной государственной поддержки в развитии экспорта — текстильную, химическую, пищевую, производство изделий из черных и цветных металлов, переработку сельскохозяйственной продукции, мебельную промышленность и машиностроительную отрасли.
Хотя последняя, как отметили в ЦМАИ, способна выпускать очень ограниченный ряд продукции. Кроме того, в этот перечень попал и ряд услуг, в том числе, туризм, экспорт капиталов, что уже, как известно, делается.
Большей поддержки со стороны государства достойны те отрасли, которые более ориентированы не только на выпуск продукции и даже на ее экспорт, но и на параллельное решение социальных и экологических задач, региональное развитие, вовлечение в работу отраслевых предприятий сельских жителей.
Хотя все же главным направлением стимулирования экспорта, в котором сейчас должны быть предприняты действия государства и бизнеса — наращивание конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. А воздействие экспортно-ориентированных отраслей на социально-экономическое развитие страны — дело будущего.
Также не может стратегия развития экспорта, разрабатываемая сейчас в ЦМАИ, сразу охватить все отрасли. Есть разные точки зрения и на то, какие предприятия должны оказаться в центре государственной поддержи стимулирования экспорта: одни эксперты считают, что начать надо с поддержки крупных компаний, вокруг которых потом вырастут смежные средние и малые предприятия, по мнению других, все должно выстраиваться с противоположной стороны.
Г-жа Ахметова в этой части дискуссии замечает, что практика показывает — крупные предприятия часто не стимулируют «ветвление» средних и малых вокруг себя, а «подминают» даже те, что уже есть.
Что сегодня не дает развиваться казахстанскому экспорту? Во-первых, отсутствие специальной государственной политики по его поддержке. Во-вторых, масса нетарифных барьеров и отсутствие специализированной трудовой политики.
В итоге, при ограниченном объеме казахстанского внутреннего рынка, предприятия быстро выходят на некий объективный предел своего развития.
Но кроме собственно формулирования стратегии по поддержке экспорта, нужны и инструменты для ее реализации.
И здесь предусматривается создание Национального совета по продвижению экспорта, куда войдут представители бизнес-ассоциаций, производители, экспортеры готовой продукции и представители профильных государственных органов.
Такая программа в Казахстане реализуется впервые и для ее успешной реализации очень важна тесная координация всех заинтересованных в ней сторон. Эта идея очень своевременна, г-жа Ахметова справедливо заметила, что «нужно выстроить диалог всех заинтересованных сторон, а то, что есть сейчас, это не диалог, а взаимные обвинения».
Судя по тому, что ЦМАИ пока лишь формулирует основные задачи и направления для выработки политики по поддержке экспорта, прорыв в этом направлении, если и произойдет, то довольно нескоро.
Но можно приветствовать методы, которыми это делается, в частности, приглашение предпринимательской общественности к совместной работе.

Фото с сайта http://www.moscow-customs.com