Отягощенные умом, или Почему мы не ищем таланты - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+27 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отягощенные умом, или Почему мы не ищем таланты

Отягощенные умом, или Почему мы не ищем таланты

Часто бывает так: отъявленный двоечник и хулиган - эдакая обаятельная головная боль учителей, - во взрослом состоянии вдруг возьмет да и "выйдет в люди", став блестящим профессионалом в какой-либо области.

  • 15 Марта 2007
  • 1161
Фото - Caravan.kz

А то, чего доброго, и открытие научное сделает. А зубрилка, круглопятерочная гордость школы прокоптит всю свою жизнь незаметным клерком — исчезни он с рабочего места, ничто не дрогнет в мироздании.
Известный физик Петр Капица, например, в свое время слыл злостным прогульщиком — ему просто было скучно сидеть за партой. Ренуара били линейкой за то, что на уроках вертелся и рисовал в тетрадках шаржи. История знает немало таких моментов в биографиях великих людей. Почему подобное происходит? Как разглядеть будущего литературного гения в охломоне, который не желает изучать пестики-тычинки и откровенно ничего не понимает в химии?
В государственной программе развития образования РК на 2005 — 2010 годы отмечается, что процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.
Но у нас до сих пор принято считать, что ребенок хорошо учится, только если он стабильно успевает по всем предметам. Так спокойнее, удобнее учителям, да и родителям. Если же на фоне пятерок присутствуют хронические трояки по какому-то предмету, значит, нужно «подтянуться». Конечно, есть специальные школы, с так называемым уклоном. Есть и такие, где дети с первого класса учат два-три иностранных языка и постигают тонкости сервировки стола.
Но все подобные учебные заведения сегодня — платные. А, как известно, таланты появляются на свет далеко не всегда в состоятельных семьях.
Система образования в Казахстане в последние годы подвергается неустанному, если не сказать, экспериментальному реформированию. Вместе с тем, в большинстве своем учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается массовой.
По данным исследований алматинского социологического центра «Икс плюс», 62,3 процента учителей и 68,6 процента родителей убеждены, что «школа находится в глубоком кризисе» и в ней требуются коренные преобразования.
71,5 процента родителей считают, что в школе в первую очередь необходимо изменить отношение к ученику. Лишь 16,2 процента учителей отмечают, что процессы, происходящие в школе, стали как-то касаться оптимизации развития ребенка. В такой обстановке сложно говорить о какой-то особой системе работы с одаренными детьми.
Наверное, прежде всего общество должно остановиться в заполошной гонке за деньгами и задуматься: а есть ли у нас собственно будущее? Имеется ли «человеческий потенциал» как важнейшая предпосылка и основной ресурс развития любого общества? Какие бы умные машины ни были уже изобретены, время не стоит на месте, и если мы со своей скоростью не впишемся в его «повороты», то останемся на обочине цивилизации.
Хотя ценность «детского материала» давно поняли в развитых странах, но и там до сих пор ведутся дискуссии на тему: каковы же критерии определения одаренной личности, и что, собственно говоря, она из себя представляет.
— Одаренность — сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия, говорит психолог Ирина Лившиц. — К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие творческие способности, постоянство, независимость, способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д.
К отрицательным — индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Наиболее точное определение, по-моему, было приведено на недавней международной конференции «Космос и одаренность» сотрудницей португальского центра инноваций, творчества и лидерства Мануэлой да Сильвой: «Одаренными называют тех, кто показывает высокий уровень способностей в одной или нескольких областях деятельности. Это могут быть общие интеллектуальные способности, академические способности, продуктивное мышление, способности к лидерству, художественные и артистические».
Выявление же одаренности, по мнению участников этого форума, зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях важны рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, результаты различных тестов.
— Проблема одаренного ребенка в школе знакома, наверное, каждому учителю,- рассказывает педагог начальных классов Алия Сайбекова. — Каждый внимательный учитель, который работал в любой школе, знает, что обязательно почти в каждом классе найдется один ребенок, который откровенно выделяется из коллектива. И часто бывает так, что мешает работать. Потому что вечно с поднятой рукой, я еще не успела закончить фразу, а он уже начинают отвечать. Причем, как правило, не может дождаться, когда его спросят, а отвечает с места. Этим он раздражает одноклассников: «Куда ты лезешь с вечно поднятой рукой?». Да и учителя тоже. Потому что учителю нужно вести урок, он сориентирован на среднюю скорость работы, а этот ребенок работает очень быстро… Он часто получает плохие отметки, и часто — за поведение. И это раздражает родителей. Они спрашивают: «За что? Ну, будь как все. Что ты вечно лезешь вперед?». И получается, что общество давит на такого ребенка всей своей массой, так сказать. И основной лозунг — «Будь как все!». А он и не может быть как все, и не хочет быть как все.
Даже если и хочет, то не может. И возникает вопрос: «А нужно ли, чтобы он был как все?». Потому что если у него способности выдающиеся, так надо дать ему возможность реализовать эти способности. И, конечно, это можно сделать. Безусловно, правы те коллеги, которые говорят: «Надо работать в классе разноуровнево. С разными детьми — по-разному». Но часто это сделать невозможно.
Чем ребенок обычный отличается от одаренного? Причем обычный ребенок — это не означает, что он учится средне или плохо учится. Хорошо учащийся ребенок, классический школьный «отличник» — это тот ребенок, который хорошо усваивает чужие мысли. По большому счету, хорошая память — это главный критерий хорошей успеваемости. То есть, «хорошая память — молодец». Аккуратность есть, прилежность есть — все, больше ничего не требуется. А одаренный ребенок — это тот ребенок, который легко дает свои мысли. Как говорят психологи, креативный ребенок. Вот это принципиальная разница, водораздел между теми и другими.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей — одна из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, поскольку найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.
Нельзя забывать и о том, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям — обожествлению самого себя и унижению других, к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
По мнению специалистов, ситуация усугубляется и накопившимися к настоящему времени противоречиями: между все более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально-развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему; между коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в школе и индивидуальным по своей сути характером обучения; между целенаправленным воздействием «взрослой» культуры и спонтанностью развития ребенка, его индивидуальности; между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.
Разрешить эти противоречия невозможно только усилиями школы, необходим комплексный подход.

Фото с сайта http://www.interfax.by