ЕНТ поделят на два
Какие новшества ожидают нас с ЕНТ в ближайшем будущем? Как будут меняться содержание, степень сложности тестов, количество предметов?
Гульнара Молдагулова, Караганда
– В 2013 и 2014 годах планируется провести эксперимент по разделению ЕНТ на два этапа с последующим полным переходом к 2015 году на двухэтапное тестирование. Предполагается разделение ЕНТ на следующие два этапа: национальное тестирование и комплексное тестирование. Национальное тестирование предполагает испытание на сформированность функциональной грамотности, которая будет измерена с помощью тестовых заданий логического характера. Комплексное тестирование – это когда абитуриенты сдают вступительные экзамены в вузы по блокам предметов в зависимости от направления образования.
Английский как родной?
Когда мы перейдем на частичное обучение по некоторым предметам на английском языке?
Алма Калтаева, Семей
– На сегодняшний день полноценное обучение на английском языке осуществляется в двух школах “Мирас”, международной школе общественного фонда “Фонд образования Нурсултана Назарбаева”, в двух школах “Хэйлибери”, 29 казахско-турецких лицеях, шести “Назарбаев Интеллектуальных школах”, 33 специализированных школах для одаренных детей.
С сентября 2013 года эта практика будет внедрена повсеместно. Постепенно будет начата работа по реализации внедрения изучения некоторых предметов на английском языке. Для этого потребуется около 2 тысяч учителей английского языка начального образования.
Вузы страны в текущем году подготовили 980 учителей английского языка для начальных школ, колледжи – 1518. Тем самым потребность полностью покрывается. В последующем госзаказ будет увеличен.
В предстоящем году в 32 вузах будут открыты спецотделения, где преподавание будет вестись на иностранном языке. Преимущественно по специальностям педагогического, естественнонаучного и технического профилей.
Вопросы от учителей
Каждый год перед 1 сентября и перед Днем учителя нам, алматинским учителям, обещают доплату (как это делается в Москве, так как жизнь в мегаполисе намного дороже, чем в регионах), но так ни разу этого не было сделано. Будет ли когда-нибудь выполнено это обещание?
– По информации управления образования города Алматы, на сегодня доплата в размере 50 процентов от заработной платы производится 150 лучшим учителям. Вопрос о доплате учителям города Алматы за жизнь в мегаполисе находится в компетенции акима города и Министерства труда и социальной защиты населения.
В этом учебном году мы, учителя, должны будем писать поурочные планы не на параллель классов, как было всегда, а на каждый класс, то есть если у учителя нагрузка будет 18 часов, писать ему надо 18 планов в неделю, хотя тема урока одна и та же! Как это понимать?
Чулкова Нина Николаевна, г. Алматы
– По данным управления образования города Алматы, установка по поурочным планам учителям города Алматы не давалась. Однако поурочные планы педагогам помогают выработать чувство “времени урока”, раскрыть как можно шире тему. Поэтому, особенно молодым педагогам в начале педагогической деятельности, рекомендуется писать подробные планы.
Тест после девятого класса?
Имеет ли право директор школы не принимать ребенка в школу в 10-й класс, если он там проучился с 1-го класса по 9-й и если у него семь троек, остальные – четверки?
Лайла Кадырбаевна Перназарова, Актау
– Прием в 10-й класс осуществляется в соответствии с Законом РК “Об образовании”, постановлением правительства “Об утверждении типовых правил приема в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования” (№ 127 от 19.01.2012 года). Директор школы, в которой учащийся проучился 9 лет, должен принять ученика для дальнейшего обучения в 10–11-й классы.
В новом Законе “Об образовании” говорится о введении так называемой внешней оценки учебных достижений (ВОУД). Стоит ли создавать дополнительную напряженность и искусственно решать судьбу детей, “машинально” распределяя их – кого в ПТУ, кого дальше?
Лариса Коростелева, Алматы
– В соответствии с Законом Республики Казахстан “Об образовании” в 2011/2012 учебном году была введена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) – один из видов независимого от организаций образования мониторинга качества обучения, в основе которого лежат отдельные элементы мирового опыта (США, Великобритания, Япония, Корея, Сингапур и др.). ВОУД проводится в форме комплексного тестирования. В текущем году в школах Астаны и Атырауской области в режиме эксперимента применено компьютерное тестирование. Однако при этом был выявлен ряд проблем, над решением которых министерство активно работает, в том числе посредством реализации программы e-learning.
Сколько технарей нужно государству
Сегодня обществу требуются технические специальности. Есть ли какие-то научно обоснованные цифры этой потребности? Не получится ли так, что, загоняя всех в технари, мы через 10–20 лет вновь получим перекос в специалистах, которые окажутся не у дел?
– В настоящее время научно обоснованные цифры потребности отсутствуют. Увеличение спроса на технические специальности связаны с расширением объемов производств. Министерством образования и науки совместно с Минтруда, отраслевыми госорганами проведен анализ потребности в кадрах для реализации проектов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2012–2014 годы. По данным Минтруда, потребность в кадрах до 2014 года по 141 проекту ГПФИИР составит 106,5 тысячи человек, из них:
– 14,7 тысячи специалистов с высшим образованием (13,8 процента);
– 67,5 тысячи работников с техническим и профессиональным образованием (63,4 процента);
– 24,3 тысячи работников по профессиям, не требующим высокой профессиональной квалификации (22,8 процента), – это подсобные рабочие, сторожа, грузчики и т. д.
Вузы станут элитными
Слышали, вузы обещают сократить чуть ли не на две трети. Значит, высшее образование станет по-настоящему элитным. Повлечет ли это за собой повышение стоимости обучения в них? Хотелось бы узнать, какие конкретно вузы будут сокращены?
– Сейчас в республике 141 высшее учебное заведение, в большинстве своем это частные вузы. В настоящее время введена следующая градация казахстанских вузов: исследовательские национальные университеты, национальные университеты, исследовательские университеты, университеты, институты и академии.
Но не все соответствуют стандартам. К примеру, есть ряд небольших вузов с небольшим контингентом студентов, где преобладает заочная форма обучения. В таких вузах нет эффективной организации учебного процесса. Выход – слияние нескольких подобных учебных заведений в одно. Слияние вузов либо перевод их в колледжи будет осуществляться в рамках правового поля путем реальной оценки их возможностей и убеждения коллективов учебных заведений.