Тем не менее, тенденция имеется. Современный подросток в большинстве своем не имеет представления, как забить гвоздь, починить розетку. Кое у кого еще способен на эти мужественные поступки отец — по крайней мере, пример перед глазами, есть что копировать.
В так называемых неполных семьях мама вряд ли продемонстрирует сыну, как правильно держать дрель. А в школе этому уже не учат. Меж тем чиновники с завидным постоянством твердят: рынку труда не хватает синих воротничков! За станками уже стоять некому!
В 1984 году Совет министров Казахской ССР принял решение «Об оказании шефской помощи в воспитательной работе и укреплении учебно-материальной базы общеобразовательных школ и внешкольных учреждений». Название звучит по-советски кисло, но зато в те времена немедленно повлекло за собой реальные действия. За школами были закреплены предприятия, привлекли специалистов для ведения кружков технического и художественного творчества.
А нынче, по мнению тех же ветеранов труда, детей учат лишь нажимать на кнопочки компьютера. Выходит, мальчики и девочки нового поколения растут белоручками. Уроки информатики — это модно, современно и… выгодно. Компьютеры сейчас стоят дешевле, чем современные токарные станки, верстаки, оборудование для электромастерской. На их закупку можно получить деньги от спонсоров, местных властей, к Интернету подключиться в рамках национальной программы… А кто расщедрится на «немодный» сверлильный станок?
Сегодня отечеству остро нужны квалифицированные рабочие — бетонщики, отделочники-каменщики, арматурщики, штукатуры-маляры. Велик спрос на топографов, прорабов. Требуются инженеры-технологи, инженеры-механики, токари, фрезеровщики, электрики, слесари. Но вот парадокс: никто не хочет этому учиться!
Юноши бледные со взором горящим морщат нос. В целом по стране на уроки труда в школьной программе отведено в два-три раза меньше времени, чем на изучение иностранных языков или искусства.
Предмет «технология» усердно изучают школьники в большинстве ведущих стран мира — Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Швеции и т. д. Он входит в пятерку обязательных занятий для учеников всех возрастов. Потому что даже без педагогических диссертаций очевидно: любовь к труду нужно прививать с детства.
Это знали наши мудрые предки — они помогали маленькому человеку почувствовать радость созидания, пусть это была простая сколоченная деревяшка, или глиняная кукла, или первое посаженное дерево.
Юристов было значительно меньше, и ничего — жили. А сейчас страна выпускает в четыре раза больше специалистов с высшим образованием, чем рабочих.
Так что скоро и впрямь гвоздь забить будет некому…