Отступать некуда. Впереди - Москва! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отступать некуда. Впереди - Москва!

Отступать некуда. Впереди - Москва!

На прошлой неделе в Москве правили балом мы, казахи. Официально открывался год Казахстана в России и тысячный десант из нашей страны (артисты, художники, чиновники, журналисты) делал все для того, чтобы это событие взволновало избалованную московскую публику и запомнилось.

  • 28 Февраля 2003
  • 1077
Фото - Caravan.kz

Но за выдержанными и скупыми строчками официоза осталось главное — душевность. Которой, кстати, было немерено. Об этом — заметки нашего корреспондента.
День первый
На Москву!
Едва самолет набрал высоту, как его стало бросать вверх-вниз. Статный мужчина с выразительной внешностью вдруг округляет глаза и смотрит на меня так, будто только я могу спасти его.
— Что, боитесь? — спрашиваю его, сидящего в кресле напротив.
— Страшно!
— Все обойдется! — успокаиваю я Аскара Бурибаева, дирижера камерного оркестра «Кончертоне». — Здесь столько известных людей. Бог убережет…
Людей известных и даже знаменитых — полный самолет. Мы летим в Москву, на открытие года Казахстана в России. Мероприятие несколько официальное, но здесь, на высоте 9000 над землей, это не ощущается. Артисты летят в самые знаменитые концертные залы Москвы, чтобы ознаменовать свое скромное присутствие в большой политике. Журналисты, собственно, летят за тем же самым. Что удивительно, но почти вся журналистская братия к культуре имеет лишь опосредованное отношение — почти все из нас занимаются политикой и экономикой. Значит, и ожидания от этого года у нас соответственные. Мы не видим особенных политических разногласий: с Россией Казахстан успешно договорился о статусе Каспия, много лет мы сотрудничаем на Байконуре, вместе входим в новые политические объединения — ДКБ, СВМДА, за которыми — будущее. А вот экономических проблем хватает. Один только факт: транспортировка казахстанской нефти на мировые рынки осуществляется практически только через Россию. И наш сосед в принципе имеет множество рычагов, чтобы манипулировать этой монополией. Действительно, кому нужны конкуренты? Но и здесь, наверное, можно договориться…
День второй
Слишком дорогой подарок
В шесть утра гостиница «Россия» вдруг ожила. Мы все, как по команде, встали по алматинскому времени. Артисты начинают соображать над завтраком, а у журналистов начинается творческий зуд. Я, казалось, безнадежно привязанная к компьютеру, за отсутствием оного хватаюсь по старинке за авторучку и исписываю вдоль и поперек всю имеющуюся в наличии бумагу.
А позже, когда представляется возможность, кидаюсь вместе со своими коллегами на штурм родного посольства на Чистопрудном бульваре. Пресс-атташе Лев Юрьевич Тараков — добрейшая душа. Под напором он уступает свою машину на полчаса.
Писать есть о чем. Хотя бы о том, что на открытие выставки казахстанских художников в Третьяковке прибыл сам министр культуры Михаил Швыдкой.
Нежным чувством к чиновнику я прониклась после того, как вежливо и интеллигентно «отбрил» доморощенных папараци, сумевших снять на утренней пробежке его отнюдь некрасивый, волосатый торс. Другой бы министр тут же бы отозвал лицензию или подал в суд. Швыдкой этого делать не стал. В «Московских новостях» он просто объяснил, что есть вещи, более достойные.
Здесь Швыдкой держался более чем официально. Говорил слова умные и возвышенные. В его исполнении это звучало бесподобно. Однако расшифрованный с диктофона вариант уже не выглядел шедевром.
Потом наш министр, Мухтар Кул-Мухаммед, водил Швыдкого по экспозиции и рассказывал, как заправский экскурсовод, о казахстанском изобразительном искусстве. А потом, когда Швыдкой торопился, почти убегал, на него торжественно надели казахский чапан чернильного цвета и такой же малахай, расписанный золотом. Смотрелся Швыдкой великолепно, только вот с собой дорогого подарка брать не стал.
День третий
Услышать Бибигуль и умереть
День, как это ни парадоксально, опять начался с утра. По всей гостинице гуляли музыкальные звуки. Артисты времени не теряют — сегодня и завтра им блистать на больших сценах. Но мы их еще увидим, а пока — отправляемся открывать выставку «Золотой воин».
В Оружейной палате Московского Кремля и я, и, похоже, все остальные журналисты, впервые. Наш «Золотой воин» отвоевал себе холл на втором этаже. Татьяна Волосатова, пресс-секретарь музея-заповедника «Московский Кремль», впрочем, убеждает нас в том, что это очень удачное место — мимо уж точно не пройдешь. Два года «иноземцам» вообще не предоставлялись музейные площади под такого рода экспозиции, так что «Золотой воин» будет вписан в анналы кремлевской истории чуть ли не как первооткрыватель.
Пока есть время, мы начинаем потихоньку просачиваться в выставочный зал Оружейной палаты. Скучающие смотрители — сегодня музей закрыт для посетителей — оживают и рассказывают о том, что здесь выставлено: трость Петра Алексеевича, его же сапоги, больше похожие на ботфорты, в которых я, наверное, могла бы утонуть, кафтаны и зипуны, коронационные платья Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Знаменитая шапка Мономаха. Кареты, прогулочные коляски и возки, дарованные великими князьями и туземными королями русским царицам. Кто-то из наших громко восклицает: «Жили же раньше люди!»
И тут мы узнаем, что нам позволено пользоваться фотоаппаратами. Это редкая, и, пожалуй, исключительная возможность запечатлеть себя на историческом фоне.
До открытия нашей выставки оcтается несколько минут. Вице-министр культуры России Наталья Дементьева демонстрирует знакомым из Казахстана свои ручки. На одном из пальцев красуется серебряный перстень: «Помните, я купила у вас в Алма-Ате?»
Рядом с Мухтаром Кул-Мухаммедом — хрупкая, симпатичная женщина. Мы уже знаем, что она генеральный директор музея «Московский Кремль». Но хотим знать больше, и потому переспрашиваем друг у друга вполголоса: «Кто это?»
Заместитель директора президентского центра культуры Гульжан Мамирова мне шепчет на ушко: «Это же Елена Юрьевна Гагарина!» Секунду я нахожусь в замешательстве и наконец до меня доходит: ведь это дочь первого космонавта!
Елена Юрьевна в представлении не нуждается. Нуждаюсь я. А потому Гульжан подводит меня и рекомендует…
Очень милый и простой в общении человек, знаменитая гагаринская улыбка. Копия Юрия Алексеевича… С Казахстаном ее многое связывает. Елена Юрьевна была даже на Байконуре.
Через полчаса выезжаем в Большой театр. Год Казахстана в России откроют два президента, а потому нужно быть заранее. Досмотр обещали тщательный, но, можно сказать, обошлось. Многочисленные московские театралы, уже успевшие состариться, в Большой в этот вечер так и не попали. А одна старушка, мечтавшая еще раз в жизни услышать Бибигуль Тулегенову, едва не заплакала, когда ей объяснили, что вход — по именным пригласительным.
За несколько минут до того, как появились Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин на Новой сцене, зал начал заполняться людьми известными и в обычной жизни малодоступными. Казахстанская элита была представлена в основном областными акимами и министрами экономического блока. Ведь назавтра должен открыться первый экономический форум ЕвразЭС, в котором они будут принимать участие. И знаменитых россиян было множество. Юрий Лужков в сопровождении одного-единственного охранника, Любовь Слиска, Зураб Церетели, Илья Глазунов. Наш бывший соотечественник Олег Сосковец, сделавший головокружительную карьеру в России, пришел вместе с Вагитом Алекперовым. На Олега Николаевича тут же набросились казахстанские журналисты, а российский олигарх откровенно испытывал чувство досады от своей невостребованности. Рядом с Владимиром Жириновским в зале сидел Александр Машкевич, а после концерта Владимир Вольфович, как и подобает вице-спикеру Госдумы, дал весьма взвешенную оценку нашим артистам: «Молодцы, ребята!» Барри Алибасов без своих нанайцев смотрелся одиноко, что, похоже, совершенно не помешало испытать ему кайф: «Не выезжая из Москвы, я побывал в Казахстане!»
Впрочем, даже президенты были склонны шутить. Владимир Путин дал понять, что с любым предложением казахстанских друзей Россия может согласиться не глядя, «потому что ничего дурного они не предложат.
День четвертый
Военная тайна
Именно сегодня открылся первый экономический форум. Наш президент рассказал об экономических успехах страны, а премьер Михаил Касьянов тут же пошутил: «У вас все просто. Президент сказал: «Надо!» — экономика сказала: «Есть!» А у нас намного сложнее…
Пока бизнесмены решали свои проблемы, у нас началась пресс-конференция. Именно здесь первый замминистра культуры РФ Денис Молчанов спровоцирует нашего министра на необдуманный поступок.
Когда журналисты поинтересовались, во сколько обойдется этот год госказне двух стран, Кул-Мухаммед произнес следующую речь: «Стоимость этого проекта не исчисляется долларами и рублями. Поэтому назвать конкретную сумму я не смогу. Это прежде всего духовное обретение…»
Журналисты начали откладывать авторучки в сторону и выключать диктофоны. Но тут началось самое интересное. Слово взял Молчанов и заявил, что он из этого тайну делать не собирается: только на культурную часть программы Россия потратит около 1 миллиона долларов…
Кул-Мухаммед побагровел и совершенно смущенно выдал свою тайну. Будет выделено 3 миллиона долларов, но, скорее всего, придется мести по сусекам…
А вечером за журналистами охотился некий бизнесмен, которому утром президент Назарбаев пожал руку. Бизнесмену очень хотелось, чтобы об этом событии написали все газеты …
День пятый
Не говорим: «Прощай!»
Программа свободная — только вечером состоится концерт симфонической музыки и на сцене будет блистать Жания Аубакирова.
Можно спокойно посмотреть город, отснять интересные кадры, поговорить с людьми.
Москва вообще поражает. И своими претензиями, и своими масштабами. Как выразился кто-то из моих коллег, здесь возникает такое чувство, что Москву нельзя обойти и объехать. Точно так же и в политике. Ее нельзя обойти и объехать.
Но мы еще вернемся…