Ордер есть, но в квартиру не пробьешься
Видимо, в Министерстве обороны решили, что раз уж военнослужащему положено по уставу “стойко переносить тяготы и лишения”, то и излишнего комфорта офицеру или контрактнику создавать не следует. Например, без квартиры офицер с семьей обойдется. Вполне. А уж про тех, кто уволился в запас, и речи быть не может – им-то казенное жилье тем более без надобности!
Ремонтно-эксплуатационная часть (РЭЧ) Алматинского гарнизона ордер на получение служебного жилья майору Кадырову выписала с соблюдением всех правил и на законных основаниях.
Более того – выписала на конкретную квартиру, которая находится в военном городке на Первомайских прудах, со “счастливым” номером 13 в доме под номером 12. Проблема лишь в одном – ведомственное жилье занимают другие люди. Которые, как уверяет Арсланбек Кадыров, никакого отношения ни к его воинской части, ни вообще к Вооруженным силам не имеют.
– В свое время в Алматинском гарнизоне из рядов Вооруженных сил уволился некий Хорин Александр Дмитриевич, – майор Кадыров начинает рассказ о своих мытарствах издалека. – Тогда еще действовала договоренность – военные пенсионеры, служившие в Советской Армии, могли получить жилье в России. Вместе с семьей он уехал в город Тольятти, где ему Министерство обороны России предоставило трехкомнатную квартиру.
Для этого он предоставил в местный военкомат справку о том, что жилье на последнем месте службы – в Республике Казахстан – он сдал. И, действительно, он освободил квартиру 8 в доме номер 6 в военном городке.
Но почти сразу же РЭЧ выписывает на его семью ордер на получение другой квартиры – номер 13 в 12-м доме!
Кто живет в военных городках?
За годы борьбы за жилье майор Кадыров приобрел неплохую юридическую подготовку и собрал пухлый том всевозможных справок – историю злополучной квартиры со “счастливым” номером. По словам офицера, семья Хориных вскоре пустила на служебные квадратные метры жильцов, а все попытки объяснить в РЭЧ, что налицо недоразумение – как на одну квартиру может быть выписано два ордера?! – успеха не возымели.
Арсланбек Кадыров представлял во всевозможные инстанции документы о том, что Хорин получил квартиру в России, и о том, что у членов его семьи уже есть гражданство другого государства, хотя на руках у них до сих пор удостоверения личности граждан Казахстана. Майор писал в прокуратуру, обращался в суд. Бесполезно.
После этого Арсланбек Кадыров только укрепился в подозрениях, что существование двух ордеров на одну служебную квартиру – это никакая не ошибка канцеляристов в РЭЧ. А его ситуация – совсем не исключение. По его словам, значительную часть жилья в военном городке занимают люди, которые ни в его воинской части, ни в армии не служат.
– Регулярно командование части проводит проверки жилого фонда. Я сам участвовал в одном из таких рейдов, – рассказывает майор. – Как выяснилось, примерно треть жильцов в военном городке взялись непонятно откуда – в части их не видели, в Вооруженных силах они не служат! Но ордера у них при этом есть, а десятки моих сослуживцев снимают комнаты в городе. И тратят на это почти все свое жалованье. Я сам так живу – моей зарплаты хватает только на жилье, на жизнь зарабатывает моя жена. И так живут почти все офицеры нашей части…
Кто вселяться придет, тот ни с чем и уйдет
Мы смогли удостовериться в том, что слова майора Арсланбека Кадырова соответствуют действительности. В прошлую пятницу офицер в присутствии корреспондентов нашего издания попытался заселиться в свою квартиру. Он позвонил в дверь квартиры номер 13, предъявил гражданам, оказавшимся в квартире, ордер… за что подвергся нападению.
Защитника Отечества просто не подпустили к дому, в котором ему было выписано жилье.
В этот же день столь же “удачную” попытку познакомиться со своим будущим жильем предпринял подполковник запаса Раушанбек Ботантаев. Наша газета неоднократно писала о том, что военнослужащие, уволенные по выслуге лет, никак не могут получить от Министерства обороны квартиры, гарантированные им Законом “О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей”.
Бывшим военнослужащим удалось отстоять свою правоту в судах – администраторы судов рассылали грозные напоминания судебным исполнителям, Главная военная прокуратура вносила представления об устранении нарушений законности (по закону Министерство обороны не имело права увольнять офицеров без предоставления жилья). Но квартиры офицерам и прапорщикам запаса никто так и не выдал.
Вчерашние командиры, летчики, военные инженеры годами живут на положении лиц без определенного места жительства – попросту бомжей.
В то же время, согласно официальной информации, мы видим очень оптимистичную картину. Из сообщения пресс-службы Министерства обороны РК от 25 апреля 2008 года: “Министерство обороны ведет интенсивное жилищное строительство. В прошлом году обеспечено благоустроенным жильем 2000 военнослужащих. Это более чем 78 000 квадратных метров. В этом году будет построено еще 75 000 квадратных метров жилья”.
Сколько нужно еще терпеть?
– Когда я обратился в последний раз в военную прокуратуру, мне там неофициально дали понять, что решение вопроса с квартирами откладывается, – говорит Михаил Братченко, подполковник запаса, которого Министерство обороны тоже “забыло” наделить квартирой. – Дескать, вскоре министерство будет строить дом в Алматы, на 70-м разъезде, там места всем хватит. Потерпите еще немного, жилье всем будет!
Такой же ответ получил и Раушанбек Ботантаев. Офицер решил узнать, как скоро он сможет отпраздновать новоселье и сколько ему осталось “потерпеть”. Узнал точное расположение пустыря, предназначенного под стройку, и выехал на это место.
На просторной поляне с редкими деревьями возвышались лишь останки разрушенного дома. Никаких признаков строительных работ не наблюдалось.
– Накормили еще одним “завтраком”. Значит, еще пару лет по чужим квартирам “кочевать”, – с горечью констатировал Раушанбек Ботантаев. – Всего-то…
Филипп ПРОКУДИН, Иван БЕСЕДИН, фото