Отрыв в одну десятую - Караван
  • $ 480.11
  • 532.25
+24 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отрыв в одну десятую

Отрыв в одну десятую

В Алматы созданы рабочие группы по мониторингу цен. В «ценовой гонке» Алматы отстал от республиканского показателя инфляции: 1,6% против 1,7% по республике.

  • 10 Марта 2011
  • 2152
Фото - Caravan.kz

Одна десятая процента – величина несущественная, но в сопротивлении ценам каждый знак до и после запятой имеет вес, поскольку в семейных бюджетах доли складываются в тысячи тенге, пишет газета «Казахстанская правда».

Глобальная экономика сделала мир, как сообщающиеся сосуды, когда глобальные тренды определяют тенденции региональные. Впрочем, не исключая возможности их коррекции. К примеру, что делать, если цены на зерно за год выросли вдвое? Хлеб – лишь один продукт в корзине, но важнейший. И в силу того, что он необходим на столе всегда, в семейном бюджете может составить серьезную величину расходов. Как могут местные власти удерживать длительный период цену слабо изменяемой или постоянной? Варианты есть. Один из них – обеспечить город или поселок необходимым количеством зерна на некоторый период.

– В 2010 году акимат Алматы подписал меморандум с Продкорпорацией и Зерновым союзом на стабильную поставку зерна первого сорта по фиксированной цене, – говорит начальник управления предпринимательства и промышленности Алматы Бахытжан Сапиев. – Когда хлеб повсеместно подорожал вдвое, в Алматы цена на «Жай нан» держится на уровне 65–67 тенге с 2008 года. Для нас наиболее важны группы молочных, мясных продуктов, плодоовощная продукция и крупы. В целом акимат мониторит 27 наименований продовольственных товаров первой необходимости, жестко отслеживает поставки, контролирует объемы и цены.

Этим занимается специально созданная рабочая группа по сдерживанию инфляционных процессов, мониторингу цен и оперативному реагированию. Ее возглавил заместитель акима города. Также созданы рабочие группы во всех семи районах города. Они постоянно проводят рейды, мониторят цены 10 торговых сетей – это 72 супермаркета, 20 продовольственных рынков и отдельных объектов торговли, которые могут влиять на ценообразование, а также цены городских производителей пищевой продукции. Вся информация доводится до общественности.

Рабочие группы наделены широкими полномочиями, и если происходит рост цен, то они изучают, чем он обусловлен. И если рост необоснован, то мы принимаем жесткие меры. В частности, рабочая группа акимата воспользовалась полномочиями, когда произошел скачкообразный рост цен на крупы и растительное масло. Этот вопрос стал предметом расследования. В итоге Агентство по защите конкуренции выявило сговор крупных предприятий, являющихся поставщиками гречки, растительного масла, и затем передало дело в суд.

Алматинский городской административный суд, рассмотрев дело в феврале текущего года, принял решение о привлечении компаний «Алма Цес», «Астык», «Султан Маркетинг», «Прима», «Евразия трейдинг» к административной ответственности за необоснованное повышение цены в результате согласованных действий.

В настоящее время изучается вопрос обоснованности роста цен на молоко. Как отмечают в акимате и АЗК, в случае подтверждения факта сговора материалы дела также будут переданы в суд. Еще одна мера Алматинского горакимата в борьбе с ценами – продовольственный пояс вокруг мегаполиса и прямые договоры с производителями продукции.

– Каждую субботу во всех районах проводятся сельхозярмарки. Это беспошлинная торговля без посредников, – поясняет Бахытжан Шаймухаметович. – На ярмарках торгуют представители крестьянских хозяйств, которые сами производят продукцию. Как правило, у входа вывешиваются цены, и покупатели знают, что почем. Цены на ярмарках существенно ниже, чем в других торговых точках.

В повседневности город стабильно снабжают сельхозпродукцией 9 районов Алматинской области и фермеры Кыргызстана и Узбекистана. В целях беспрепятственной доставки продукции действуют зеленые коридоры, когда растаможка и все виды контроля проводятся на месте, в Алматы. СПК «Алматы», образованная при акимате, уже стала серьезным игроком на рынке, поставляя в город продукцию и конкурируя с частными поставщиками.

По оценкам СПК, в настоящее время запасы основных продуктов питания – круп, растительного и сливочного масла, муки и макаронных изделий, чая – составляют от 40 дней до трех месяцев. Что исключает их дефицит на рынке Алматы и не дает оснований для роста цен. Чтобы нарастить потенциал продуктовой безопасности, акимат строит крупнейший логистический центр «Гега» с пропускной способностью 400–600 тонн плодоовощной и мясо-молочной продукции в месяц. Таким образом, к концу года в городе появится крупнейший поставщик продукции, который сможет реально влиять на ценообразование на рынке.

– Центр будет заключать прямые договоры с производителями сельхозпродукции и без посредников поставлять ее, – подчеркивает Б. Сапиев. – Сейчас между производителем и потребителем три-четыре посредника, которые добавляют к стоимости продукции до 70%. Нас это тревожит, поэтому мы проводим ярмарки, формируем новые муниципальные торговые точки, стараемся вполне рыночным подходом убрать звено посредников, обеспечить снижение цен на продукты.

Телефон горячей линии акимата г. Алматы – 271-67-35.

Электронная почта – price@a-a.kz.

Динара ЮСУПОВА, «Казахстанская правда»