Отправьте нас в средний класс! - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отправьте нас в средний класс!

Отправьте нас в средний класс!

Перед Министерством труда поставили сложную задачу – создать в стране полноценный средний класс. Выделили из бюджета огромные деньги. Но, похоже, дело это – неподъемное.

  • 6 Июня 2014
  • 3359
Фото - Caravan.kz

Год скоро исполнится государственной программе “Дорожная карта занятости”. Ее оператором назначено Министерство труда и социальной защиты населения.

Формально это министерство всегда занималось только распределением денег на социальные нужды – пенсии, пособия, определение уровня бедности и минимального расчетного показателя (МРП), который служит основой для всяческих платежей – от штрафов до пособий. Словом, выполняло во многом технические функции.

Поэтому удивительно, что именно этому министерству было поручено начать важнейший мегапроект, который так и не удалось реализовать предыдущим правительствам страны, – создать в стране нормальный средний класс. Для начала – на селе.

Село уйдет в бизнес?

Эта тема спрятана во втором направлении программы – создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел. Согласно тексту документа, тех, кто имеет право на участие в программе, государство бесплатно обучит основам предпринимательства, даст микрокредиты, организует юридическое и бухгалтерское сопровождение, а также поможет с маркетингом. Предусматривалось, что каждый год действия программы (до 2015 года) 10 тысяч человек получат возможность открыть собственное дело. И если этот план исполнится, то наше село преобразится. Только представьте – 30 тысяч новых предприятий на селе за 3 года! Мечта Налогового комитета и Министерства сельского хозяйства!

Но реальность показывает, что пока эти цели – только далекая мечта. По информации с интернет-портала программы, в этом году (по состоянию на 1 мая) обучились основам предпринимательства 1 335 человек, и только 231 участник получил микрокредит.

Сколько предприятий появилось на селе и насколько они перспективны – не ясно.

Аким и тонкости маркетинга

Надо отметить, что другие направления программы работают довольно неплохо, по крайней мере по отчетам – почти 30 тысяч человек подписали социальный договор, 2 600 человек уже трудоустроены, 26 тысяч человек – обучаются, 500 семей переехали в опорные села. Понятно, что и тут существуют самые разные проблемы, но цифры впечатляющие.

Такая разница в результатах объясняется просто: развитие предпринимательства – не профильная деятельность государственной власти. Выделить деньги, обучить человека – это государство может. Но вот понять, как тот или иной бизнес-проект заработает, уже труднее. А ведь именно сельские акимы утверждают проекты будущих бизнесменов! Всегда ли они способны разобраться в тонкостях маркетинга и определить перспективность бизнес-проекта?

Проблема в том, что сама программа – попытка властей, в принципе совершенно разумная, вывести борьбу с бедностью на новый уровень и создать условия, чтобы бедные сами могли заработать себе на хлеб. Но условия в стране пока не позволяют этого сделать.

Бюджетный класс

Есть один показатель, который говорит, насколько равномерно распределено национальное богатство, – индекс Джини. При индексе, равном единице, все богатство принадлежит верхушке, а народу – ничего. При нулевом – достояние страны распределено равномерно. Нуля ни одна страна еще не достигла, а вот к единице многие приближаются.

Так, по данным книги фактов ЦРУ на 2008 год, верх списка занимали африканские страны – Намибия (0,707), Южная Африка (0,650), Лесото (0,632). В южно­американских странах (Бразилия, Мексика, Аргентина) индекс тоже очень высокий. Как ни странно, но США (0,450) идут с ними ноздря в ноздрю – неподалеку от Китая (0,415) и России (0,422).

А вот Казахстан (0,267) находится в почетной нижней части списка вместе с Германией (0,270) и Финляндией (0,268). Получается, что в плане социальной справедливости мы давно опередили соседей!

Другое дело, что это было достигнуто благодаря доходам от продажи нефти, системе бюджетного распределения и относительно небольшому населению страны, на которое государству хватает всех этих денег. Иначе говоря, в Казахстане создана система, когда выгодно быть чиновником или бюджетником, чем работать в частной сфере. Деньги будут капать, может быть, не так обильно, но зато стабильно. В одном из интервью “КАРАВАНУ” социолог Гульмира ИЛЕУОВА назвала этот феномен “бюджетным классом”, который стал опорой для государства.

Только вот проблема у нас в том, что бюджетный класс по определению кормится из бюджета. В то время как полноценный средний класс сам зарабатывает себе на жизнь.

Предел эффективности

Четыре миллиона казахстанцев жили на один доллар в день еще в 2002 году. Их доход был ниже прожиточного минимума – 4 761 тенге. По итогам 2013 года, число бедных составило всего 2,3 процента – меньше 400 тысяч человек.

Получается, если мы пойдем такими темпами, то через пару лет бедность в Казахстане исчезнет сама по себе и надо только лучше распределять нефтедоллары, чтобы доставалось всем? Наверное, нет. Простое накачивание экономики деньгами приводит к быстрой инфляции. Это, наверное, знает каждый, кто бывал в Киргизии, Узбекистане или Китае. Там, где народ зарабатывает меньше, можно вполне сносно пообедать на сумму, равную нашим 200 тенге, а вот в Алматы или Астане на эти деньги даже чашку чаю не выпьешь. Масштаб цен другой, поэтому 16 тысяч условных тенге в Казахстане и в Киргизии – это совершенно разные деньги.

Такое различие в ценности денег показывает, что мы подошли к пределу эффективности, за которым просто давать деньги экономике будет бессмысленно. Пусть даже через пособия для бедных и зарплаты бюджетникам. Проблема в том, что теперь поднимать доходы надо не бюджетникам, а тем, кто не имеет доступа к нефтедолларам. В наших условиях это безработные, жители села и самозанятые. Таких, по данным статистики, больше шести миллионов человек (с учетом их детей), то есть треть населения. Как заставить этих людей поверить государству, которое до сих пор старательно не замечало их проблем? Только через продолжительную и тяжелую работу, которая долго не будет приносить плоды и за которую не дождешься благодарности.

К слову, в апреле нынешнего года Счетный комитет раскритиковал Минтруда за то, что оно не смогло достичь обещанных результатов по “Дорожной карте занятости”, что сама программа никак не увязана с другими госпрограммами, непонятны отдельные цели и вообще найдены нарушения на 7,8 миллиарда тенге.

Деньги на мечты

Тем не менее процесс идет дальше. За три года на “Дорожную карту занятости” из республиканского бюджета будет выделено 300 миллиардов тенге. Большая часть этих денег пойдет на трудоустройство низкоквалифицированных рабочих и обучение безработных новым специальностям. Можно ли ждать от этого какого-то значимого эффекта для экономики страны? Вряд ли. Просто потому, что при подготовке “Дорожной карты занятости” особого анализа потребностей в специалистах по регионам не делали.

Конечно, кто-то сможет получить достойную профессию, найдет работу. Но переобучить такую массу народа наскоком не получится, да и нет уверенности в том, что для всех сразу найдутся рабочие места.

Другое дело – создание предпринимательства. Это выгодная для страны работа. Но создавать класс предпринимателей должно не одно Министерство труда, а все государство, если оно этого хочет. Надо со школьной скамьи растить бизнесменов – предпринимательство это тоже талант. Бизнесом может заниматься всего 7–9 процентов населения. Не больше. Найти их, побудить организовать свой бизнес, в котором будут создаваться новые рабочие места, – это даже не задача, а красивая мечта. Справится ли с ней одно министерство или деньги снова будут потрачены впустую? Вопрос, похоже, риторический…