Зритель на обочине
В эти дни большинство наших футболистов в отпуске. Сезон почти закончен (осталось провести только финал Кубка страны и переходный матч за право играть в премьер-лиге-2016, а “Астане” завершить европоход), можно отдохнуть, чтобы со свежими силами начать подготовку к новым турнирам. Вот только уверенности в завтрашнем дне, боюсь, в клубах немного. В нынешних экономических реалиях областные бюджеты уже не смогут поддерживать их так, как делали это в последние годы, и клубы вполне реально могут оказаться у разбитого корыта.
В таком положении дел виноваты не цены на нефть или глобальный экономический кризис, а сами клубы. Они так и не отошли от иждивенческого советского прошлого. Интересно, в самих клубах могут ответить на вопрос, для чего они, собственно, существуют? Порой кажется, что уж точно не для болельщиков, как, по идее, должно быть. Пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить стадионы, на которые зрители действительно идут с удовольствием. Ведь создание комфортных условий для болельщиков требует и времени, и усилий, и финансовых затрат. У клубов до этого не доходят руки. Вот и зияют пустотами трибуны и так далеко не самых вместительных отечественных стадионов.
Налетай, торопись…
“Выходить в плюс” нынешние боссы казахстанских клубов не могут или не хотят (что, в принципе, одно и то же). Так может, в родном отечестве есть свои абрамовичи и гинеры, которых просто не подпускают к руководству футбольными клубами? Что ж, вторая волна приватизации им в помощь. Сразу
14 клубов премьер-лиги и первой лиги, в том числе призеры чемпионата-2015 “Кайрат” и “Актобе”, выставлены на продажу. Однако ни “Тобол” (стартовая цена 165 миллионов 603 тысячи 935 тенге), ни “Шахтер” (110 миллионов 14 тысяч 833 тенге), ни “Атырау” (70 миллионов 188 тысяч 120 тенге), торги по которым были объявлены, потенциальных покупателей не заинтересовали. С молотка ушел только “Лашын”, представляющий Жамбылскую область. При стартовой цене в 2,6 миллиона тенге его уступили за в 30 (!) раз меньшую сумму – 89 тысяч 275 тенге 79 тиынов. И это при том, что никаких дополнительных условий покупателю не предъявлялось.
8 декабря состоится аукцион, одним из лотов которого будет новобранец элитного дивизиона “Акжайык”. Будущий владелец клуба не только должен выложить за его покупку минимум 603 миллиона
7 тысяч тенге (такова стартовая цена), но и взять на себя обязательства в течение 20 (!) лет холить его и лелеять: обеспечивать финансами, организовывать учебно-тренировочные сборы, содержать штат сотрудников и так далее. Как вы полагаете, много ли найдется в стране предпринимателей-альтруистов, желающих вкладывать такие деньжищи в убыточный на данный момент отечественный футбол?
Немецкий пример
Надеюсь, что в нынешней ситуации клубы наконец обратят внимание на резерв (точнее, на качество его подготовки) и будут без стеснения вводить в состав все больше местных молодых ребят. Вот здесь-то и должно проявить себя государство. Его помощь необходима в первую очередь детско-юношескому футболу, а не профессиональным клубам. В качестве примера приведу Германию.
После провала на чемпионате мира-1998 и Евро-2000 там всерьез задумались о том, куда движется местный футбол. Большинству игроков сборной перевалило за 30 лет, перспективной молодежи днем с огнем было не сыскать. Ввести в матчах бундеслиги обязательное присутствие на поле одного игрока, проходящего по возрасту в состав молодежной сборной? Нет. В Германии пошли более тернистым путем.
Справедливо посчитав, что в одних только академиях при клубах воспитать достаточное количество молодых футболистов невозможно, Немецкий футбольный союз (DFB) построил по всей стране 390 (!) тренировочных баз. Именно построил, а не продекларировал их строительство. Количество занимающихся в них детей постепенно выросло до 22 тысяч. С ребятами работали около 1 200 тренеров. Замечу особо: иностранных специалистов не приглашали принципиально. Для контроля всего этого процесса в структуре DFB появилось 30 координаторов. Результаты налицо – сборная Германии сегодня сильнейшая национальная команда планеты.
С добрым утром!
Правда, вся эта программа обходится немцам недешево – 10 миллионов евро ежегодно. Да и футбольные традиции вкупе с компактностью расположения населенных пунктов говорят в пользу Германии. И все же, как известно, вода не течет под лежачий камень. Но складывается впечатление, что приоритеты нашей футбольной федерации в последнее время – исключительно борьба за власть. Рокировки на разных высоких должностях следуют одна за другой, до футбола ли тут? От повторяемых из года в год мантр о том, что “основа основ – это детско-юношеский футбол” и “запущена (очередная, неизвестно какая по счету. – Прим. ред.) концепция развития детско-юношеского футбола”, скулы сводит.
На 25-м году независимости у руководства казахстанского футбола вдруг открылись глаза на то, что “в большинстве регионов страны около полугода стоит “нефутбольная” погода” и “нужны полноразмерные футбольные манежи с качественным покрытием”. С добрым утром!
Для отечественного футбола наступает час икс. Не выживет в новых реалиях? Не выплывет? Значит, он в этой стране лишний.