За последнюю неделю в Казнете развернулась массовая каомпания по спасению животных, находящихся в казахстанских приютах. Ситуация приобрела критический характер из-за того, что волонтерам Казахстана запретили свободное перемещение в городах страны, и теперь у людей нет возможности посещать обитателей приютов, дабы оказывать им необходимую помощь и даже элементарно кормить.
В связи с этим сотрудники фондов по защите животных, общественные организации и волонтеры массово публикуют в соцсетях обращения к руководству страны, и в частности к Президенту РК Касым-Жомарту Токаевы, дабы представители власти обратили внимание на проблему помощи братьям нашим меньшим, так как ситуация может иметь весьма плачевные последствия.
Аксинья МАКОВЕЦКАЯ, член проекта "Добрый город":
Мы не хотим нарушать закон, и волонтеры наши не миллионеры, чтобы каждый раз штрафы оплачивать. Сейчас этой проблемой заинтересовались и в «Атамекене», несмотря на то что они помогают в основном бизнесменам, люди там осознают тяжесть проблемы и пытаются как-то посодействовать. Если сейчас нас не включат и продлится карантин, то будет беда, потому что люди не могут проехать в ветеринарные клиники со своими животными, и даже волонтеры не могут помочь.
То же самое у нас и с приютами, так как почти все они находятся в области, и владельцы приютов просто выехали за город и там осели. Сейчас мы столкнулись еще и с тем, что по области наставили блокпосты и невозможно заказать еду для животных в приюты. Компании-производители помочь не могут, им запрещена доставка, в некоторых регионах закрыты все бойни, владельцы приютов не обладают огромными средствами, возникает вопрос: чем кормить животных?! Нас просто не слышат, если проблема не решится, то невозможно представить, какие последствия нас ждут.
— Есть ли результаты после всех этих многочисленных обращений в соцсетях к руководству страны?
— Нет, пока, как таковых, результатов нет. Только один из представителей НПП «Атамекен» сообщил, что попытается поднять этот вопрос и связаться со штабом. Мы всячески пытаемся достучаться до власти, но пока нас просто игнорируют.
— Как в таких жестких условиях удается кормить животных и содержать приюты?
— У нас получилась интересная ситуация: фонды зоозащиты фактически объявили вне закона, а отлов передвигается полноправно. Получается, все сделано так, что у людей, столкнувшихся с такой проблемой, единственный номер доверия под рукой – это отлов собак, где через три дня животное усыпляют. Очень однобокая ситуация, надо тогда либо добавить фонды, либо отобрать разрешение у отлова на время ЧП.
Кроме того, чего сейчас все боятся, коронавирус у животных – это совершенно неопасная вещь для людей. Где-то появилась информация о том, что сейчас начали массово заражаться от собак, из-за чего люди стали выкидывать своих питомцев, но на самом деле так заразиться у вас не получится. В итоге нет возможности выходить из дома, животных выкидывают, они бродят по улицам, кормить их нельзя, и вообще какой-то бедлам получается.
Пока справляемся, но уже кричим о том, что ситуация патовая из-за невозможности перемещаться по городу. Причем нам нужно, чтобы от каждого фонда всего лишь нескольким людям разрешили перемещаться, мы же не просим для всех людей, кто там работает.
— Приюты для животных содержатся на государственные средства или спонсорскую помощь?
— Нет, никаких государственных вложений тут нет, это все благотворительная организация. Люди готовы помочь, но как они нам могут посодействовать, если мы никуда выехать не можем?! Даже компании-производители звонят, извиняются, что не могут приехать, доставить еды, так как у них тоже нет разрешения.
Лилия САРСЕНОВА, руководитель ассоциации по защите животных "Inucobo":
— В разных городах ситуация решается по-разному, и в большинстве случаев это большая проблема. Если по городу Таразу дали официальное разрешение на перемещение, во многих городах волонтеры просто помогают людям, раздают средства защиты, совмещают виды деятельности и передвигаются таким образом. Большая проблема, когда приюты находятся за городом, к примеру, в Алматы это 90 процентов, все они относятся к области. И они, конечно, страдают из-за невозможности передвижения, хотя изначально приюты для животных входили в перечень разрешенных организаций.
Недавно звонил волонтер, который снабжал мясными остатками три приюта. Из-за того что он передвигаться не может, приюты остались без кормления, а те приюты, которые запаслись питанием для животных, уже сталкиваются с тем, что оно заканчивается. Нужно, чтобы власти пошли навстречу и хотя бы раз в неделю разрешили выезжать в приюты.
Кроме того, загородные приюты сейчас остались без ветеринарной помощи. Вот сейчас сезон клещей, есть собаки, которые больны пироплазмозом уже. Есть те, которых нужно обработать. Думаем, как передать средства от клещей.
— Как им можно помочь?
— Дело в том, что это во власти каждого города, никакой централизованности тут нет. В Нур-Султане мы стараемся разрешить этот вопрос за счет дружбы с другими общественными организациями, и мы взаимно помогаем друг другу, но каждый город выкручивается как может. По большому счету, животные сейчас остались вне закона, потому что приоритеты у городов совершенно другие.
Еще одна проблема – это отлов животных, который действует официально, так как у них есть разрешение на перемещение. Работают они вполне успешно, это видно визуально и по обращениям граждан. Только в городе Таразе приостановлена деятельность отлова бродячих животных на время карантина, в остальных городах отлов работает. Сейчас волонтеры подкармливают животных, стараются их пристроить и всячески помочь, но ситуацию с перемещением необходимо решить в ближайшее время.