Откуда ждать рецидива? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Откуда ждать рецидива?

Откуда ждать рецидива?

Газовый конфликт между Россией и Украиной привлек внимание не только стран Западной Европы, США, но и заставил задуматься страны СНГ, которые также связаны с Россией газопроводами и, соответственно, газовыми вопросами.

  • 6 Января 2006
  • 1192
Фото - Caravan.kz

Итак, предлагаем вашему вниманию «газовый расклад» в странах, которые в той или иной мере являются партнерами России в нефтяной отрасли. Их условно можно разделить на две группы:
1. страны-пользователи, то есть республики, которые получают газ по ранее заключенным договорам;
2. страны-доноры, то есть те страны, которые имеют свои запасы газа, но сотрудничают с Россией по вопросам транспортировки своих энергоносителей в дальнее и ближнее зарубежье.
К первой группе относятся Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова.
Во вторую группу входят Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан.
В соответствии с занимаемой позицией в той или иной группе страны по-разному отнеслись к российско-украинскому конфликту.
Группа №1
Молдова
Кишинев, как ни странно, может повторить сценарий Киева, так как Молдова не располагает альтернативными путями доставки природного газа в страну.
Фактически географическое расположение данной республики показывает, что Молдова находится в ситуации подобной Украине.
И если Молдова за последние 8 лет получала газ от России по цене 80 долларов США за 1000 кубометров, то в конце 2005 года представитель «Газпрома» заявил, что в 2006 году на границе Молдавии с Украиной российский газ будет отпускаться республике по цене 160 долларов США.
Осознавая все трудности, с которыми может столкнуться Кишинев, премьер-министр Молдовы Василий Тарлев в одном из своих выступлений сказал, что правительство разработало несколько вариантов расчета за природный газ, в том числе и пессимистический, и при необходимости предложит ряд мер для снижения негативного воздействия последствий перерасчетов на население республики.
Один из таких вариантов может стать оплата налога на добавленную стоимость за импортированный газ по месту назначения, а не в экспортирующей стране, как это практикуется сейчас.
В то же время нужно отметить, что Молдова является единственной страной, оплачивающей НДС по этому принципу.
Но решение о поставках российского газа Молдове еще не принято. Так, 4 января официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов выступил с заявлением о том, что договор о поставках российского газа Республике Молдова будет подписан в ближайшее время.
Стоит отметить, что в настоящее время в Москве проходят переговоры представителей молдавско-российского предприятия «Молдова-Газ» во главе с председателем правления Михаилом Лесником с руководством российского ОАО «Газпром» о поставках республике газа и погашении текущих долгов за «голубое топливо».
На встрече также обсуждаются вопросы, касающиеся форм расчета Молдовы по долгам, в частности, реструктуризации части долга за газ путем передачи россиянам в счет погашения задолженностей ценных бумаг на 90 млн. долларов США, акций государства в уставном капитале СП «Молдова-Газ» на 47 млн., а также подписания договора о поставках природного газа Республике Молдова в 2006 году.
Ранее, 2 января 2006 года, президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что страна отключена от российского газа. За пять дней его поступление в республику снизилось на 15 процентов. «Объявленная «Газпромом» цена в 160 долларов США за 1 тысячу кубометров не является рыночной, и поэтому Молдавия продолжит переговоры с российскими поставщиками», — сказал Воронин.
Позже, 3 января, молдавская делегация вернулась из Киева с заверениями, что Украина продолжит обеспечение Молдовы газом до подписания договора между правительством Республики Молдова и «Газпромом».
В дальнейшем поставками газа в Молдову будет заниматься совместное предприятие, созданное украинской госкомпанией «Нафтогаз» и группой «Росукрэнерго».
Одновременно Молдова начала переговоры о возможности поставок газа с Казахстаном и Туркменистаном.
Еще раз хочу отметить, что данное государство как никогда близко находится к процессу повторения «украинского сценария».
Грузия
Нужно отдать должное Тбилиси, который оперативно отреагировал на обострение ситуации между Украиной и Россией в газовой области. После того, как стала очевидной изначально выбранная проигрышная позиция, которую занял Киев, Тбилиси предпринял инициативные шаги в отношении Баку по вопросам поставки природного газа из Азербайджана.
И хотя официальный Тбилиси в СМИ обозначил свою активность в данном направлении как заботу о своих гражданах в зимний период особенно в использовании газа, многим стал понятен стимул, который подстегнул грузинские власти начать вести переговоры с азербайджанскими соседями.
В данном случае действия министра энергетики Грузии Hика Гилаури в Азербайджане, направленные на «…обеспечение поставок в случае аварий на традиционных маршрутах доставки газа и других чрезвычайных ситуациях…», — показывают, что в основании переговоров лежало опасение грузинских властей в повторении украинского сценария, но уже по отношению к Грузии.
Как сказал глава Минэнерго Грузии — объемы поставок газа в чрезвычайных ситуациях будут уточнены в результате последующих переговоров между Грузией и Азербайджаном.
В этом случае уместно упомянуть, что монопольным поставщиком природного газа в Грузию является российский «Газпром». В настоящее время Грузия, получает фактически только российскую нефть, которая по цене была выше украинской (до начала 2006 года), но ниже 230 долларов США.
То есть «Газпром» уже подписал контракт с грузинской компанией «Тбилгази» на поставку в 2006 году 920 миллионов кубометров газа по цене 110 долларов США за 1 тысячу кубометров.
А заключенный договор между Баку и Тбилиси по поставкам газа в Грузию можно расценивать как успех грузинского руководства в решении вопроса по обеспечению национальной безопасности страны.
Азербайджан
Азербайджан является той страной, которая одновременно относится к двум группам. Так Баку не только является газовым донором (это видно на примере отношения Азербайджана и Грузии), но и сам не прочь получать газ.
Так Баку имеет планы по закупке 1 млрд куб. иранского газа. По этому поводу 27 декабря 2005 года довольно четко показал позицию Баку председатель ЗАО «Азергаз» Алихан Меликов, который в своем выступлении заявил, что полученный из Ирана газ будет направлен на электростанции, в том числе и на обеспечение топливом Алибайрамлинской ГРЭС.
Одновременно Баку вел переговоры с Москвой, которые завершились успешно для азербайджанской стороны. Согласно условиям заключенного договора Азербайджан в 2006 году получит из России порядка 3 млрд. кубометров газа.
Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (HКАР) и АМОК (Россия) достигли договоренности по объемам попутного газа, который азербайджанская сторона бесплатно получит в 2006 году в рамках проекта «Азери-Чираг-Гюнешли».
Армения
Страна, которая хоть и является стратегическим партнером России на Кавказе, все же решила себя обезопасить в энергетическом вопросе.
Так на встрече президентов Армении и России Роберта Кочаряна и Владимира Путина было решено, что с 1 января 2006 года Армения за каждые 1000 кубометров получаемого российского газа должна будет платить 110 долларов США, вместо прежних 55.
Но, чтобы не вышло так, что Россия обращается с Арменией (которая является партнером России на Кавказе) так же, как и с другими странами, Кочарян и Путин договорились найти пути, смягчающие это решение.
Так, рассматриваются три варианта решения проблемы повышения цены на газ. Первый вариант, заключается в том, что Москва предоставляет Еревану грант в 88 млн. долларов США, который покроет разницу в ценах.
Второй вариант предусматривает снижение стоимости 1000 куб. российского газа путем предоставления беспроцентного или низкопроцентного кредита.
Третий вариант, заключается в том, что за те же 88 млн. долларов США Армения передает России Воротанский каскад гидроэлектростанций. Но третий вариант, так притягательный для Москвы, и так неприятный для Еревана, вряд ли будет иметь перспективу в ближайшие 2 года.
Здесь нужно учитывать и тот факт, что во взаимоотношениях Москвы и Еревана, как и прежде, прослеживается конструктивизм и поиск решений, преемственных для двух стран.
В то же время Армения подписала окончательный договор о поставках газа из Ирана, который, правда, вступит в силу в 2007 году, но это для Еревана является довольно длительным временным отрезком, на протяжении которого Ереван может столкнуться с новыми проблемами в решении вопросов по энергоносителям в Армению.
Осознавая это Правительство Армении стремится строительством газопровода Иран-Армения обеспечить национальную энергетическую безопасность за счет диверсификации источников газоснабжения, включая ликвидацию зависимости от транзита газа через территорию Грузии.
Россия и Кавказ
Что же касается действий Москвы в отношении кавказских республик, то стоит отметить тот факт, что Россия до последнего времени не использовала поставки газа в этот регион как инструмент влияния, так успешно примененный в конфликте с Украиной.
Этому есть и свое объяснение, которое связано с географической близостью к странам Кавказа газодобывающего Ирана, который также не против через трубопроводы снабжать республики региона.
Группа №2
Казахстан
Еще в ноябре 2005 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и премьер-министр страны Даниал Ахметов провели переговоры с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.
Речь шла о закупках Россией казахстанского газа, который поставляется на внутренний рынок. В результате было достигнуто соглашение о проведении совместной маркетинговой политики, предполагающей обязательное участие «Газпрома» в продаже газа за пределы Казахстана. Экспорт будет осуществлять российско-казахстанское предприятие «Казросгаз».
После подписания пятилетнего контракта на траспортировку газа по территории Казахстана, «Газпром» стал единственным оператором прокачки в Европу газа из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Это позволяет российскому оператору и в дальнейшем настаивать на своей цене поставок газа на Украину.
Туркменистан
Страна-донор, которая продает свой газ по низким, совсем нерыночным ценам. Как сообщалось, ранее Украина утверждала о наличии договоренности по поводу закупки у Туркменистана в 2006 году 39 млрд. кубометров газа по цене 44 долларов США за 1 тыс. кубометров. Однако президент Туркменистана Сапармурат Ниязов 18 ноября 2005 года заявил, что с 1 января 2006 года для всех покупателей туркменского природного газа будет установлена единая цена в размере 60 долларов США за 1 тыс. кубометров.
Но и здесь подписание договора о поставках туркменского газа в Украину все еще не решает проблемы с газовой зависимостью от России. Ведь чтобы Киев получил газ из Ашхабада, необходимо заключить договоры с Москвой о его транзите по территории России.
В настоящее время Туркменистан готов рассмотреть возможность поставок газа Молдове и провести для этого необходимые переговоры и консультации. Об этом свидетельствует телеграмма президента Туркменистана Сапармурата Ниязова своему молдавскому коллеге Владимиру Воронину.
На сегодня Ашхабад является богатым полезными ископаемыми государством, по многим параметрам независимым от всякого рода катаклизмов, за исключением того факта, что туркменский газ вынужден поступать заграничным потребителям «голубого топлива» через газопровод «Газпрома».
Узбекистан
По оценкам американских специалистов, разведанные запасы в Узбекистане составляют свыше 2 трлн. кубометров газа. Здесь насчитывается до 140 месторождений нефти.
Политика Ташкента, как и любого государства имеющего энергоносители, направлена на получение собственной выгоды и гарантированное соблюдение собственных интересов.
Так, 27 сентября 2005 года между «Газпромом» и «Узтрансгазом» (холдинг «Узбекнефтегаз») было подписано соглашение на транспортировку газа через территорию Узбекистана в 2006-2010 годах.
Также в ходе визита Владимира Путина в Узбекистан было подписано соглашение о покупке Москвой у Ташкента ежегодно 5 млрд. кубометров природного газа. Соглашение рассчитано на пять лет.
Вместе с тем, между Украиной и Узбекистаном еще в 1998 году был заключен договор о транзите туркменского газа через Узбекистан в Украину. В принципе, для «полного счастья» Узбекистану недостает одного — возможности свободно транспортировать свой газ.
А газовая магистраль проходит через Россию и Казахстан. И в этом случае Москва может установить такую цену на транзит, что даже сравнительно дешевый узбекский газ Украине может оказаться не по карману.
Вывод
С началом «газового конфликта» между Украиной и Россией, республики СНГ спешно пытаются диверсифицировать поставки природного газа в свои страны, стремясь сократить долю сырья российского «Газпрома» на своем рынке.
В то же время они постоянно наталкиваются на повсеместное присутствие представителей ОАО «Газпром» в лице его дочерних совместных предприятий, в каждом из которых российскому концерну принадлежит как минимум 50% акций.
Подобная картина по многим параметрам может стать показателем того, что некоторые республики СНГ может постичь участь Украины.
На сегодня можно лишь констатировать тот факт, что Москва в отношении стран СНГ стала проводить новую политику.
В результате чего мы становимся свидетелями начала очередного этапа взаимоотношений между бывшими союзными республиками.
И этот этап, этап перемен, выводит на качественно новый уровень сотрудничество стран бывшего СССР. Уровень взаимоотношений приобретает больше рыночный характер, о котором уже длительное время говорили политические лидеры республик СНГ, но на практике ни о каком рынке с его специфическими чертами не могло быть и речи.
Страны бывшего Советского Союза создали свой собственный рынок, со своими правилами, к которому они могли прибегать по необходимости, попутно критикуя своих соседей по рыночным отношениям и добиваясь международного признания своей страны с рыночной экономикой.
При этом в большинстве случаев Москве «доставалось» больше всех. Это касалось и пресловутых «имперских замашек» и финансового бремени, благодаря которому Москву можно было назвать донором экономики других республик бывшего СССР.
Очевиден тот факт, что Москва начинает дистанцироваться от своих бывших соратников и стратегических партнеров, осознавая что регулярно подтверждая за собой статус государства-донора Россия взамен не получает ничего кроме необоснованной критики экономически поддерживаемых ею политических лидеров республик бывшего СССР.
Вполне вероятно, что мы становимся свидетелями трансформации внешней политики России в русло реалистичного прагматизма с рыночным лицом, перед которым нет каких-либо обязательств по отношению к своим партнерам лишь по причине того, что они когда-то были союзными республиками.
Вот только смогут ли понять это лидеры других государств, так часто провозглашавшие свою независимость, но ничего не сделавшие для ее реального осуществления?
Или мы вновь окажемся свидетелями очередного «газового конфликта»?