Откуда, Пауэрс? - Караван
  • $ 513
  • 541.16
-4 °C
Алматы
2024 Год
29 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Откуда, Пауэрс?

Откуда, Пауэрс?

Во всеобщей, мировой борьбе с глобальным терроризмом некоторые, очевидно, подзабывают, что борьба без оружия - просто болтовня.

  • 5 Июля 2007
  • 1455
Фото - Caravan.kz

Те же самолеты, врезавшиеся 11 сентября в небоскребы Нью-Йорка, можно было перехватить, и теперь уже все об этом знают.
Более того, теракты можно было вообще предотвратить. В сегодняшнем, быстро меняющемся мире, не следует строить иллюзий, абсолютного ничего нет!
И мы неожиданно можем стать объектами какой-нибудь атаки, если поразмыслить абстрактно (и — здраво!).
Но даже, если в ближайшие несколько десятков лет на территории Казахстана не случится какого-либо фантастического (и вполне реального) военного вторжения, мы никак не застрахованы от атак террористов — одиночек, шизофреников и т.п.
Обратимся к тем страницам истории (которые мало кто по-настоящему знает), когда за 6 дней произошла молниеносная война, и после них до сих пор в том регионе рвутся бомбы, а что это как не особая форма террора!?
Помните ли вы Пауэрса, преспокойно (незаконно) пересекшего границы СССР на маленьком самолетике в мае 1960 года?
Радары РЛС (радиолокационных станций) ПВО засекли Пауэрса еще до подлета к советской границе, — ведь весь периметр СССР тогда был в радиолокационных станциях радиотехнических войск, а посты ПВО — РЛС располагались по периметру границ СССР в местах, особенно труднодоступных (Памир, горы Армении и т.д.). В этом отношении они схожи с погранзаставами, и ответственность на них, разумеется, была, как на пограничниках. Ведь, если «пропустить» незамеченным воздушного нарушителя (любой мотодельтаплан, легкий вертолет и т.д.), — он дальше никем перехвачен не будет!
А значит, будет делать все, что захочет, — то есть, если брать сегодняшние реалии, сие означает «свободную возможность осуществить террористический акт».
Однако, справедливости ради, следует сказать, что советские РЛС справлялись со своими обязанностями, другое дело, что следующая реакция, то есть ввод в действие «средств уничтожения» — авиации, ракетчиков, — увы, не всегда был на высоте!
Так, в мае 1960 года Пауэрса обнаружила советская РЛС — на Памире, когда он еще только подлетал к границе, и «провела» его (отследила) на весь свой радиус обнаружения. Это была РЛС ПВО типа «П-8» метрового диапазона. Планшетист, который «вел» нарушителя, до сих пор живет в городе Туапсе.
В связи с этим можно еще раз вспомнить разграбленный «Дарьял». Да, кстати, тогда многие офицеры были сурово наказаны из-за прилета Пауэрса!
«6-дневная война» — пароль «Фокус»
Именно в эти дни в Египте, на ближнем Востоке, кто-то вспоминает события 40-летней давности, когда театр военных действий за неделю перевернул эпоху.
В мировой истории, увы, происходили реальные события, разворачивавшиеся слишком молниеносно, и повлекшие за собой такую необратимую цепочку других событий, которые вообще трудно было себе представить ранее!
Мало кто знает, что были «6 дней, которые потрясли мир», когда за такой короткий срок произошла чудовищная, беспрецедентная война, и — до сих пор неспокойно на западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
Не так давно в СМИ стали появляться некоторые «рассекреченные данные».
В 8.15 утра 05.06.1967 г. оператор иорданской радарной РЛС в Аджлуне обнаружил на экране радара целое «созвездие» блестящих точек. Остолбенев всего на секунду, он тотчас передал в штаб всего одно слово, означающее пароль: «виноград» — ВОЙНА!
А в это же время в штабе ВВС в Тель-Авиве, министр обороны Израиля Моше Даян, иже с ним начальник штаба Ицхак Рабин и главком ВВС Мотя Ход — ожидали доклад от своих летчиков. Так началась операция «Фокус», от которой и зависел дальнейший ход истории.
Самолеты со звездами Давида набирали высоту как раз в то самое время, когда с патрулирования возвращались и затем заруливали на стоянки «МиГи» — ВВС Египта. И лишь несколько их бортов находилось в небе над Синаем и Нилом.
Следует сказать, что у отдела военной разведки Египта были данные о том, что готовится война в начале июня.
Однако, фельдмаршал Амер, — командующий сухопутными войсками почему — то «был не в курсе» (!). Министр обороны — Бардан, получив сообщение о начале войны из Иордании (пароль «виноград»), отправился, как потом выяснилось, спать, отдав распоряжение «не беспокоить»!
Операция «Фокус» была тщательно подготовленной, потому успешной для — израильских спецслужб, т.к. к моменту ее начала они знали и места стоянки каждого египетского самолета, и имена и звания всех пилотов, распорядок их работы, время взлета и посадки.
Итак, в 10.35 Мотя Ход уже делал доклад Ицхаку Рабину: «Авиация противника … перестала существовать». Реально, — в течение 100 минут (!) было уничтожено более 300 (из общего числа 420) боевых машин («МиГов»), при этом израильтяне потеряли только 9 самолетов. Согласно плану, вслед за разгромом авиации перешли в наступление на границу на Синае дивизии генералов Таля, Иоффе, Шарона…
Сохранившиеся кадры черно-белой аэрофотосъемки (отчеты для штаба) свидетельствуют: на земле дымятся египетские «МиГи», не успевшие взлететь, с полными баками топлива. Только кончики хвостов и крыльев остались от черных, обугленных самолетов. Сотни новеньких «МиГов» и «Илов» сгорели, треть арабских летчиков погибла, во время взлета, под бомбежкой. Лишь единицы летчиков успели поднять свои машины и спасти технику, «уйдя» вглубь страны на удаленные военные базы.
Восточнее знаменитого города Назарет высадились парашютно-десантные отряды. Участвовали: бронетанковые части, механизированные, пехота. Все было тщательно продумано.
С точки зрения военной стратегии, эта операция была блестяще «отработана», однако, если бы египетские (и другие) правители были более бдительны, вряд ли бы все произошло именно так.
Израильтяне на всякий случай сделали заранее «отвлекающий маневр»: в ночь с 3 июня на 4 июня 1967 года — «строго секретно», члены израильского кабинета проголосовали «за войну», но — целях «дезинформации противника», многие резервисты в тот же день были отправлены в отпуска.
Из-за чего иностранные корреспонденты, не дождавшись «жареных фактов», тихо покинули Израиль.
Следует сказать, что о готовящемся вторжении руководители Египта были уже предупреждены за пару недель, — в мае 1967 года, когда в Москву прибыла делегация из Египта, во главе с председателем парламента, — Анваром Садатом. Тому «между делом» передали весьма и весьма ценные, «оперативные сведения» о концентрации на сирийской границе крупных израильских войск.
У Египта с Сирией был заключен договор, носящий оборонительный характер, — в случае нападения на одну из сторон, вторая была обязана прийти на помощь. На самом деле пока остается тайной, была там дислокация реально или же просто Сирию пытались спасти с помощью Египта?
Так, по некоторым данным, концентрации войск вдоль границы Сирии (якобы) не было. Но суть теперь уже не в этом. В любом случае, советская разведка была в курсе, и попытка предотвратить войну — была сделана.
Военно-технический аспект добрососедства
После развала СССР, на территории Казахстана оказались крупнейшие в ближнем зарубежье военные базы России (в которые еще в советское время были вложены колоссальные, миллиардные средства).
По мнению экспертов, это мощнейший полигонный комплекс, обладающий ценным оборонным потенциалом для России, — ядерные полигоны близ Семипалатинска, в Азгире, полигон «Сары-Шаган» (для испытаний противоракетных и противовоздушных систем обороны, имеющий стратегическое значение), а также Эмба (системы войсковой ПВО), полигоны №4 и № 929, куда падают фрагменты — обломки «отработанных» ступеней ракет, стартующих с полигонов «Капустин Яр» и «Владимировка».
Как известно, уже в начале 90-х годов Казахстан объявил все эти советские военные объекты своей собственностью, после чего начались переговоры об их дальнейшем рациональном, обоюдовыгодном, использовании.
Таким образом, уже 28.03.1994 г. Казахстан и Россия подписали «Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур», — согласно этому документу, комплекс был передан РФ на срок 20 лет, с последующим пролонгированием на срок 10 лет и ежегодной стоимостью аренды в 115 миллионов долларов.
А позднее, 25.05.2005 г. ГД ФС РФ было ратифицировано соглашение между РК и РФ о развитии сотрудничества по эффективному использованию «Байконура», где предусматривалось продление срока его аренды вплоть до 2050 года.
Слухи о «подарке из Вьетнама»
Не так давно в зарубежных СМИ промелькнуло сообщение о том, что (якобы) Минобороны США заказало в Европе вертолет «Хью-Кобра» — для Казахстана. Как известно, именно этот вертолет и принимал участие в войне во Вьетнаме. Неизвестно, будет это «подарок», или «презент» в обмен на какое-то сотрудничество? Или зарубежная газетная заметка — специальная «утка»?
Случайно на нее наткнувшись, автор решила узнать более конкретно, что известно нашим асам об этом вертолете. Оказалось, да, действительно, военные из США как-то привозили «на показ» свои вертолеты «Хью-Кобра», а кто-то из наших пилотов даже «подлетнул» на одном из них.
Его впечатления, которыми он поделился после полета, ничем не отличаются от сравнения иных пилотов: лучше боевого вертолета «Ми-8» пока ничего не создано. И вряд ли когда-то появится.
Российский «Ми-8» эксплуатируется в 70 странах мира, он находится на вооружении уже немало лет, и отнюдь не случайно эта машина модернизируется, и дальнейшие варианты — «Ми-8» также популярны в мире. Хотя для своего класса — «Хью-Кобра» сама по себе тоже неплоха, но — на ее борту все расположено иначе, нежели на российских вертолетах, все приборы, оборудование и т.д.
А наши пилоты привыкли летать, можно сказать, хоть в ночных полетах, хоть «с закрытыми шторками», хоть в условиях ЧС, — по тем привычным приборам вертолета «Ми-8», хоть с завязанными глазами, — очень хорошо.
Такова сила привычки: рук, глаз — к расположению приборов, к отличной, надежной, послушной, технике — вообще!
По мнению автора, в условиях ЧС крайне важно, чтобы пилот безупречно знал ту машину, на которой летает уже десятки лет. Так как, при спасении чьих-то жизней, в тумане ли, в дыму пожара, или при землетрясении, оползнях, сходе селевых грязе-каменных потоков, снежных лавин, — летчик должен делать свою работу безупречно, чаще всего — глядя вниз, когда руки машинально, автоматически манипулируют мощной машиной.
Только идеальное, годами отработанное управление вертолетом (самолетом), может дать лучшие результаты в экстремальных условиях. А для сотен наших летчиков «Ми-8» — родной, любимый, изученный «от и до».

P.S. Вертолет «Хью-Кобра» тоже имеет богатую историю, в том числе — вьетнамскую.
Сегодня аппетиты военных РК устремлены на более новые вертолеты — «Ансат». Подробнее об этом и другом — в следующем материале.

Изображение с сайта http://www.modelling.ru