Хусаин Беркалиев, отставной генерал-майор объясняет, что у каждой страны есть программа действий в военной области или, как ее называют, военная доктрина, в которой, помимо прочего, указывают возможных противников. В казахстанской доктрине нет ни одного, сообщает газета "Литер".
"Как источники угроз определены только экстремистские и террористические организации. Авиационные силы ОДКБ, о которых говорил Николай Бордюжа, создаются в рамках международного сотрудничества, поскольку коллективные силы уже имеются", – сказал Беркалиев.
Директор Казахстанского института стратегических исследований Болат Султанов тоже считает, что на сегодняшний день у Казахстана нет явных врагов. Но утверждает при этом, что необходимо брать во внимание ситуацию в мире, которая может измениться в любой момент.
"Например, Афганистан может быть вовлечен в гражданскую войну между племенными группировками, после чего может последовать прорыв крупной группы боевиков на территорию Центральной Азии. Хотя я считаю, что такая ситуация минимальна, но все же не исключена. Порох всегда нужно держать сухим, особенно на южном направлении", – говорит он, вспоминая Баткенский кризис, когда группа боевиков из Афганистана, пройдя через Таджикистан, проникла в Кыргызстан и добралась практически до Баткена, что находится близко к узбекской границе и Казахстану.
Мнение политолога Саната Кушкумбаева совпадает с предыдущими.
"Не думаю, что на данный момент существуют какие-то прямые угрозы. Можно предполагать и теоретизировать, но говорить о том, что мы ожидаем нападения откуда-нибудь, не приходится", – убежден он.
Таким образом, можно считать, что у Казахстана получается "дружить со всеми", не боясь нападений с внешней стороны.