Так, в прошлом году вес «долгой» просрочки в кредитном портфеле казахстанских банков составлял 4,6%, пять лет назад — 12,8%, десятилетием ранее — 31,7%, сообщает Caravan.kz
Лучше всего платежи по займам выплачивают клиенты Отбасы банка. По итогам минувшего года NPL (займы с просрочкой более 90 дней) составил всего 0,07% при среднем банковском уровне в 4,6%. Это значит, что вкладчики банка благонадежные, ведь они платят за свое жилье. Да и на этапе одобрения займа у риск-менеджеров не было к ним вопросов. Наша редакция узнала, что нужно сделать, чтобы наверняка получить одобрение по кредиту и как не попасться мошенникам, которые берут деньги за бесполезные услуги. На вопросы отвечает заместитель председателя правления Отбасы банка Исламбек Каирбеков.
Расскажите, по каким основным причинам отказывают казахстанцам в ипотеке?
Одна из основных причин отказа — это несоответствие залога. У нас есть определенные требования к нему. Если жилье не соответствуют этим требованиям, то в кредите будет отказано. Например, клиент в качестве залога предлагает дом 1930 года постройки, а банк принимает подобную недвижимость, построенную не позднее 1960 года. Поэтому клиент получит отказ.
Мы не принимаем в качестве предмета залога квартиры в домах, построенных из кирпича или бетонных блоков, если этим строениям больше 60 лет. Также в качестве залога не подойдут частные дома, построенные из саманного или сырцового кирпича, глиноблоков, срок эксплуатации которых составляет более 25 лет. Жилые дома, построенные из дерева, шпал мы рассмотрим, если их срок эксплуатации не будет превышать 30 лет. А вот каркасно-камышитовые строения даже рассматривать не будем.
Отказ в кредите получат и те клиенты, которые имеют недостаточный доход, чтобы и себя содержать и обслуживать заем.
Так, выплаты по всем займам, в том числе и будущей ипотеки, не должны будут превышать 60% от дохода. Вот почему так важно перед тем, как брать кредит на покупку жилья, погасить все имеющиеся потребительские кредиты, тогда шансов на одобрение будет больше.
Также определяется общая сумма расходов на проживание семьи. В городах Астана, Алматы, Актау и Атырау она немного выше, чем в других регионах.
Суммируя обязательные ежемесячные траты семьи, а также расходы по действующему займу и будущего платежу по ипотеке, банк принимает решение. В случае, если выяснится, что доходов недостаточно, то эта семья сможет привлечь одного или двух созаемщиков.
Неудовлетворительная кредитная история клиента – еще одна причина отказа. Например, клиентом в определённый период своей жизни допускались частые и продолжительные нарушения выплат по своим действующим или закрытым кредитам. Я подскажу нашим клиентам, что в Отбасы банке мы в основном анализируем кредитную историю за последние 12 месяцев. И это с нашей стороны очень "мягкий" подход.
Еще одна из причин отказа — высокая "закредитованость" клиента, когда он имеет несколько крупных займов перед различными банками, например, на приобретение автомобиля, несколько экспресс-кредитов и действующий ипотечный кредит, либо выступает действующим созаемщиком или гарантом по крупным ипотечным обязательствам третьего лица.
Если в вашем банке подадут кредитную заявку 10 человек. Сколько из них могут получить отказ? Есть такая статистика?
Клиенты банка разные. У них разный возраст, вид и размер дохода, семейное положение, расходы на проживание в различных регионах Казахстана, разная дисциплина оплаты своих имеющихся и ранее закрытых кредитов. Поэтому каждая кредитная заявка по-своему "уникальна" в рассмотрении и принятии решения о выдаче ипотечного займа.
Например по данным за один из месяцев этого года из 3 744 поданных заявок отказ получили 73 человека. Это всего 2%.
Какова характеристика заемщика, которым никогда не выдаст банк ипотеку?
Мы анализируем широкий спектр показателей клиента. И несоответствие одного из них может быть причиной в отказе кредитования. Но нужно помнить, что это временное явление. По истечению времени, когда финансовые или нефинансовые характеристики клиента меняются в лучшую сторону, есть возможность повторно подать заявку в банк.
Например, если у клиента имелись проблемные займы, то нужно их все закрыть и вновь обратиться в банк через 3 месяца.
Какие советы вы дадите потенциальным клиентам Отбасы банка, чтобы они получили положительное решение по кредиту?
Первое — улучшайте свою кредитную историю. Старайтесь быстрее погасить имеющийся заем.
Еще один совет – не допускайте просрочек по займам.
Также перед обращением в банк у вас не должно быть никаких долгов по налогам, алиментам и штрафам. Если имеются судебные разбирательства, то закройте их, если есть исполнительное производство в отношении вас, то исполните решение суда.
Предоставляйте банку только достоверную информацию, в том числе касающуюся состава семьи. Проверьте срок действия удостоверения личности и других предоставленных вами документов на момент подачи заявки. Не пытайтесь подделать справку о доходах на фирме у родственника, друга или других третьих лиц. Наши сотрудники всю информацию тщательно проверяют. И если что-то не будет соответствовать действительности, то для банка вы станете ненадежным клиентом.
Недавно СМИ рассказали о том, что лже-сотрудница Отбасы банка обманула граждан на 100 млн тенге. Люди ей отдали деньги в обмен на то, что она обещала помочь с кредитной историей и получением займа в банке. Как вы прокомментируете эту новость?
К сожалению, мошенники часто пользуются доверием наших граждан, их низкой финансовой грамотностью.
На сегодня в Отбасы банке кроме 18 региональных филиалов, 20 центров и 3 точек обслуживания, работают еще 130 консультационных центров. И в каждом из них клиенты банка могут получить всю исчерпывающую информацию о продуктах и кредитах. Главное, что все услуги в Отбасы банке оказываются бесплатно.
Также, для получения консультации можно обратиться в контакт-центр банка, позвонив по номерам 300 или 8 800 080 18 80, либо написав на WhatsApp по номеру телефона +7 705 925 1301.
Отмечу, что сотрудники Отбасы банка не могут повлиять на кредитную историю клиента или как-то ее изменить. Процесс проверки платежеспособности исключает человеческий фактор. Он автоматизирован. Система запрашивает данные граждан с государственных баз и повлиять на итог невозможно. Мы просим наших клиентов быть бдительными.
Если же вы все-таки столкнулись с коррупцией или мошенничеством со стороны сотрудников банка, то нужно сразу же сообщить нам по горячей линии: +7 (727) 330-94-82 или antifraud@otbasybank.kz