Подобным образом не названная в сообщении страховая компания и руководство биллинговой организации проявили, вы не поверите, заботу о людях: мол, мы посчитали, что услуга актуальная, соседи заливают друг друга, возмещать ущерб отказываются, нужно ходить по судам, а здесь – пожалуйста, заплатил 95 тенге, и тебе счастье – полста тыщ на ремонт. Признаться, столкнувшись с такой “непосредственностью” и “добротой”, даже не знаешь, с чего лучше начать…
Первое и главное
Самое главное, о чем должен помнить каждый собственник в любой точке нашей необъятной родины – вы не обязаны платить за те услуги, которые не одобрены решением общего собрания собственников квартир вашего КСК (статья 42-1 Закона РК “О жилищных отношениях”). Всегда и при любом варианте, будь то страховка общедомового имущества, юридические услуги или прочистка вентиляционных шахт, алгоритм всегда один – вначале собрание, потом заключение договора с организацией, и только потом включение в квитанцию и оплата. Если же это касается лично вас и вашего имущества, то возникает резонный вопрос – а при чем здесь квитанция по оплате коммунальных услуг? Ведь схема ваших действий в этом случае будет совсем иная: вначале решение застраховать недвижимость от несчастного случая, поиск надежной страховой компании, ознакомление с условиями договора, а затем ежемесячные платежи через банк. Вот как раз все это ушлые ребята решили сделать за вас.
Имеется в нашем законодательстве такая заковыка, как оферта, – слово мудреное и для нас чуждое, а оттого и для большинства малопонятное. Кратко его суть сводится к тому, что, оплатив нечто предложенное, вы тем самым как бы заключаете договор и соглашаетесь на его условия.
Покажем, как это работает на примере с мобильной связью: отправила я запрос о размере баланса на счете и получила ответ с циферками и внизу еще какой-то текст. Поскольку зрение у меня уже не то, что было, а очки каждый раз надевать не хотелось, я просто нажала на слово “ОК” в конце текста. Спустя несколько недель денежки на телефоне тю-тю без приложения к тому моих усилий, возник вопрос – куда, и сладкий голос оператора мне ответил: они списаны со счета за какую-то там услугу. Когда стали разбираться, а откуда она взялась, тут и выяснилось, что мое безобидное нажатие пальчиком на слово “ОК” на самом деле означало согласие подключить новый пакет, сожравший весь баланс. Как вы понимаете, для того, чтобы освободиться от уз, мне пришлось снова заплатить мобильному монстру. Вот именно по такой схеме и предлагает страховая компания заключить с ней договор, только слово “ОК” в нем заменит ваш платеж.
Вначале деньги
Чем такой вариант заключения договора со страховой компанией плох – у вас на руках нет этого самого договора, в котором прописаны все условия выплаты компенсации при наступлении страхового случая. Получается игра в одни ворота: у страховщика будут ваши деньги, и только он знает, когда и сколько вам заплатит на самом деле. Например, если вдруг произошел пожар или потоп на второй месяц после того, как вы заплатили 95 тенге, вам выплатят обещанные 50 тысяч? Если не всю сумму страховки, то какую его часть? А какие документы нужно представить страховщику, чтобы вы могли доказать наступление страхового случая, или каким образом вы можете расторгнуть договор, а имеется ли такое понятие, как задолженность платежей. К примеру, платили вы три месяца, а потом передумали, а они выставят вам счет за год, или что? И так далее, и так далее.
Теперь о доступности денег страховой компании. Как мы помним, именно легкостью получения компенсации на ремонт пострадавшими объясняли приступ заботы руководители биллинговой организации. Ну, это ребята слукавили, за просто так живешь ни одна страховая организация своих даже малых денег не даст.
Во-первых, как писалось выше, вам нужно доказать, что страховой случай наступил, то есть предоставить пакет документов, который вам скажут. Во-вторых, оплачивать вам будут не сам потоп или пожар, а ущерб, который они причинили вашему имуществу, так что будьте добры сделать оценку – это еще десятки тысяч денежек. Ее перепроверят специалисты страховщика, и если будет установлена разница, то, поверьте, она окажется не в вашу пользу. Не стоит надеяться и на то, что за счет страховой компании вам удастся поправить финансовое положение и сделать евроремонт.
Правила страховых выплат просты: если ранее стены были побелены эмульсией, то дадут на эмульсию, а не на обои. Если окна были деревянные, то на стеклопакеты тоже денег не дождешься.
И возникает резонный вопрос: зачем платить эту страховку, делать оценку стоимостью порядка тридцати тысяч тенге, чтобы получить пять тысяч на банку эмульсии?
Как же быть
Циники в уме уже подсчитали, что 95 помножить на 12 месяцев, сумма-то смешная выходит на круг – 1 140 тенге за год. Согласны, оттого и вопросов с чистотой подобной сделки становится еще больше, и если бы в той же графе не было указано, что “услуга по желанию”, то из Гражданского кодекса эта оферта перекочевала бы уже в Уголовный и называлась “мошенничество”.
Нас же интересует вопрос – почему в официальном платежном документе появляются подобные услуги по желанию, и кто дал право, пусть даже директору предприятия, решать за собственников, какие виды услуг могут быть отражены в квитанции и предъявлены им для оплаты?
Мы писали ранее, что биллинговые компании фактически взяли на себя функцию по выставлению счетов за поставщиков коммунальных услуг и КСК, за что они и получают от них оплату. Позволили они счетоводам втискивать туда еще какие-то услуги от себя, неизвестно, это должно быть отражено в договорах, и по понятным причинам редакция ими не располагает. Очевидно, что пришло время на законодательном уровне запретить подобное навязывание услуг собственникам со стороны биллинговых организаций и четко прописать условия включения услуги на оплату. Ведь сегодня в тех же квитанциях вместе со страховщиками предлагается оплатить еще телефонные справочные службы.
Но пока суть да дело в мажилисе, нам, собственникам, надобно понять: как избавиться от непрошеных услуг. Для этого первым делом нужно обратиться с письменным заявлением в вашу биллинговую компанию с требованием не включать в квитанцию никаких “услуг по желанию”.
Если не возымеет действие, то есть два варианта, и оба могут запускаться параллельно. Первый: принять решение на общем собрании собственников заключить дополнительное соглашение к договору со счетоводами, которое бы запрещало размещать в платежной квитанции любые услуги без согласия собственников. Второй вариант: написать заявление в прокуратуру с просьбой разобраться в законности включения в платежную ведомость оплаты услуги, договор на оказание которой вы не заключали. Поверьте, когда в прокуратуру станут поступать подобные коллективные письма, они хочешь не хочешь, а зашевелятся. Ну и счетоводам будет хороший урок.
В случае со страховщиками можно найти преостроумное решение. Смотрите, какую хорошую статью я нашла в Законе РК “О страховой деятельности”: “Пункт 3. При заключении договора страхования страхователь имеет право запросить у страховой организации годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках деятельности и аудиторский отчет, заверенный аудиторской организацией, а также иную информацию, не составляющую тайну страхования, коммерческую или иную охраняемую законом тайну” (статья 16). Можно развлечься тем, что запросить информацию по телефону и послушать ошарашенную тишину паузы в трубочке, но лучше направить письменное заявление: мол, ребята, вы мне тут предлагаете застраховать недвижимость, но прежде дайте мне список финансовой литературы из аудиторского отчета и бухгалтерского баланса, а то даже не знаю, как я вам могу доверять. Поверьте, при таком чувстве юмора и подходах можно не ждать милости от мажилиса, злые силы сами развеются.
Алматы