Все начинается с благих намерений: сделать подарок, купить подешевле, сэкономить время или просто поменять деталь в машине. Однако, не всегда получается как хотелось, да и одних денег в нашей стране, увы, недостаточно, чтобы получить желаемый сервис.
Все началось с того, что я решила сэкономить время и поэтому, не став дожидаться, когда муж будет свободен, чтобы заняться машиной, отправилась в автосервис самостоятельно. Ведь, казалось бы, чего сложного: рассказываешь, что не так в машине, ей делают диагностику и далее производят соответствующую замену вышедших из строя деталей.
Однако не все так просто…
Итак, предварительно записавшись, я приехала в автосервис, могу сказать, что далеко не в облезлый вагончик во дворах. Ко мне вышел мастер, беглым взглядом окинул мой внешний вид, после чего, соорудив умную мину, стал с задумчиво-стеклянным видом слушать жалобы относительно неисправности машины.
Далее произошел вполне стандартный разговор, суть которого заключалась в словесной диагностике требующей замены детали и определении стоимости работы. Через час мастер получил 8 000 тенге, а я взамен — убеждение, что с моей, как он выразился, «машиночкой», все хорошо и больше мигание кнопки «check engine» беспокоить не будет. Вот только как долго продлится мое спокойствие, он забыл сообщить.
А оно было недолгим. И, примерно через неделю, стали замечаться уже другие симптомы. После первых «сигналов» сразу же отправилась в то же самое СТО. Оказалось, что мастер заменив деталь, не выставил соответствующие настройки на бортовом компьютере. За проведенную дополнительную диагностику и настройку компьютера потребовали плату. Для меня так и осталось загадкой, почему я должна платить за то, что МАСТЕР не доделал? Я не скрыла удивления и эмоций и, естественно, сказала сначала все, что думала мастеру, а когда он подключил директора — и тому заодно.
Последним «очком» не в мою пользу было то, что я не смогла доказать, что обслуживалась именно у этого мастера, и тем более, что работа была произведена не до конца, так как документов подтверждающих даже получения услуг от данного заведения у меня не наличествовало.
В итоге я все же не заплатила. Потому что, отдав приличную сумму за час работы, я, в итоге получила не качественное обслуживание, а какой-то полуфабрикат, да еще и должна снова раскошелиться?
Светлана Савченко, президент Национальной лиги потребителей говорит, что в таких случаях непременно следует требовать чек. Ведь понятно: если даже расписки не дают, то и взять ничего нельзя будет. А еще добавила, что в южной столице нашей родины всего около 3 000 СТО, большая часть из которых не имеет лицензий и работает буквально под навесом, орудуя молотком и совком. Самое опасное, что такие сервисные станции не несут ответственности за качество, как комплектующих деталей, так и за правильную их установку. А в случае жестокой необходимости им и претензию не напишешь, так как реквизитов нет, да и ответчика вряд ли найти получится.
В качестве рекомендаций как не стать жертвой, я слушала, до боли знакомые правила, которые нужно помнить не только, когда отправляешься в сервис-центр, но и за продуктами, или приобретая очередную игрушку для малыша.
А именно: обязательно требовать чеки или иные документы, подтверждающие факт оказания услуг, читать сертификаты соответствия качеству и не ездить на СТО в одиночку, чтобы в случае необходимости были свидетельские показания.
После этого я обзвонила несколько организаций, которые занимаются защитой прав потребителей в городе, и пришла к выводу, что у всех есть опыт судебных тяжб именно с СТО.
Многие дела, даже рассматривались судами по три года, и в итоге суд вставал на сторону потребителя. А некоторые сервисные центры не доводят дела до суда, так как не хотят портить репутацию и поэтому стараются урегулировать конфликт мирным путем. Вариантов, когда невозможно доказать вину некачественного сервисного обслуживания на СТО может быть множество, однако это не значит, что нельзя ничего сделать.
Не так давно в Алматы открылась Республиканская правозащитная ассоциация автосервисов «Калкан». Ее работники занимаются постоянным пополнением базы данных, так сказать, «черных СТО».
Также у них можно узнать, где в городе можно качественно отремонтировать «железного коня». По мнению Василия Смирнова, председателя правления ассоциации, не всегда может быть виновен в некачественной работе мастера директор СТО. Играют большую роль сами «умельцы», среди которых встречаются и воры, и пьяницы, и наркоманы. Или обычные вполне люди, но любящие грешить подменой новых комплектующих на старые или даже — кататься на машине клиента, попадая на ней же в ДТП.
Таких людей нельзя исправить, и они вряд ли станут теми мастерами, к которым автовладелец понесется, сломя голову. Поэтому «Калкан» так же собирает информацию по недобросовестным мастерам. Однако воспользоваться ею могут лишь владельцы сервисных центров.
Сейчас, когда прошло несколько месяцев, вспоминая ситуацию в автосервисе, я радуюсь что тот мастер не менял тормозные колодки…
И никаких выводов не могу сделать, кроме одного: не забывайте, что, отдавая в руки машину работнику СТО, вы, порой, вверяете ему и свою жизнь.
Рисунок с сайта http://www.autoes.com.ua