Отчего кредиты дорожают? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отчего кредиты дорожают?

Отчего кредиты дорожают?

Национальный банк установил ставку межбанковского кредита для коммерческих банков на уровне 15 процентов. По мнению Нацбанка, это должно заставить банкиров  распечатать их валютные заначки. А вот банкиры считают, что это ставит под вопрос само кредитование экономики в тенге.

  • 1 Мая 2015
  • 2985
Фото - Caravan.kz

– Многие банки перевели свои резервы в валюту. Поэтому сегодня Национальный банк говорит: у них деньги есть. Намекая на то, что они ждут девальвацию, – прокомментировал “Каравану” эту информацию доктор экономических наук Рахман АЛШАНОВ.  – Логика Нацбанка проста – только депозитов в банках накоплено больше 4 триллионов тенге. Эти деньги доступны.  

Однако в результате такого противостояния пока страдает реальная экономика. Получая деньги под 15 процентов, банки выдают кредиты уже под 25 процентов годовых. Даже для торговли это слишком большая ставка. Только отдельные виды импортных операций могут оправдать такие расходы, например, поставки ГСМ и алкоголя. Но и они берут за счет быстрой оборачиваемости, а не высокой доходности, считает Алшанов.

Где деньги водятся

Чтобы понять суть проблемы, надо вспомнить, откуда берут деньги сами банки. Первый и главный источник денежных средств для них – депозиты населения и предприятий. В марте на банковских депозитах лежало 4,3 триллиона тенге.

Второй источник – внешние валютные кредиты. После кризиса 2008 года казахстанские банки очень осторожно занимают за рубежом – только под конкретные проекты. Поэтому рассчитывать на этот источник свободных денег сегодня сложно.

Бывает и так: приходит крупный клиент и просит отдать деньги, которые он положил на счет. Но обычно банк, как только получает деньги от клиента, пускает их в оборот – выдает кредиты или покупает государственные ценные бумаги, поэтому наличными  держит не такую уж большую сумму. И чем меньше сумма в резерве, тем больший доход получает банк от работающих денег. Но суммы возврата бывают настолько крупными, что банк не может их собрать за 1–2 дня. В этом случае он просит помощи у  других банков – одалживает нужную сумму под определенный процент на день-два или неделю. Это и есть рынок межбанковских кредитов.

Однако последние полгода ситуация на рынке резко изменилась. Стоило только заговорить об ожидаемой девальвации, как все свои  резервы банки перевели в доллары. Однако текущие расходы  в стране – в тенге. И наступает такой момент, когда банкам придется отказаться от валюты. Или найти другой источник тенге. Обычно в таких случаях сразу вспоминают про Национальный банк.

Ситуация изменилась

В рынке межбанковского кредитования Национальный банк участвовал всегда. Это одна из основных его функций по поддержанию стабильности финансовой системы страны. Но начиная примерно с января нынешнего года его позиция резко изменилась. Главным стало сохранение курса тенге и доверия к государству, тогда как банки всегда тянут одеяло на себя.

В результате Нацбанк поднял свою ставку межбанка до 15 процентов, хотя обычная ставка межбанковских кредитов – 6–9 процентов годовых.

Цель такого шага – заставить банки перевести резервы из валюты в тенге и начать кредитовать экономику.

Последствия этого решения видны в данных самого Национального банка. Обычно размер межбанка превышает 2–3 миллиарда тенге. Но в феврале этот рынок… исчез. И в марте  не появился. В таблице стоят прочерки. Данных по средней ставке кредитования тоже нет. Немного живее рынок в долларах – их продают по 200–300 тысяч в месяц. Это в три раза меньше, чем обычно. То есть банки просто перестали кредитовать друг друга.

Иностранная валюта побеждает

Проблема усугубляется еще и предельной долларизацией экономики Казахстана. Согласно информации Нацбанка, из 4,3 триллиона тенге вкладов банков доля валютных депозитов составляет 67,5 процента. По большому счету, в такой ситуации виновато и население страны. Слухи о девальвации заставили простых обывателей бежать и покупать валюту.

В феврале глава Нацбанка Кайрат Келимбетов объявил о программе дедолларизации экономики. Для повышения статуса тенге теперь запрещается оценивать товары и услуги в иностранной валюте, правительство обещало развивать безналичные платежи и сокращать теневой рынок. Но главное – произошло резкое разделение банковских вкладов по доходности: депозиты в валюте ограничены 3 процентами, тогда как в тенге ставка вознаграждения больше в три раза – 10,5 процента.

Пока эти меры значимых результатов не дали: по сравнению с январем доля тенговых вкладов выросла всего на полпроцента. При этом сумма вкладов населения упала на 38 миллиардов тенге.

Нас спасет госзаказ?

Судя по данным Нацбанка, проблемы у финансистов начались еще летом прошлого года: в июне 2014-го объем межбанковского кредитования составил  3 миллиарда тенге, а в июле он упал в 10 раз. Именно тогда стоило  начать бороться с банковскими заначками. Делать это в феврале было уже поздно.

– Некоторые банки, по моим сведениям, практически все свои резервы вложили в доллары. Теперь они ждут девальвации. Если же ее не будет, то банки проиграют. Мне это напоминает то, как ловят обезьян: в выдолбленную тыкву с узким отверстием охотник насыпает зерно, рука обезьяны в тыкву входит, но с зажатым в кулаке зерном не проходит. И когда человек приближается, то обезьяне и убегать надо, и зерно выпускать неохота. Точно так же ведут себя наши банки, – считает  Алшанов. – Я сейчас вижу, что много денег заморожено. Из-за этого в стране возник дефицит наличных. Потом будут говорить, помогите, спасите нас. Есть риск, что некоторые банки опять обратятся к правительству с просьбой о помощи, как это было в 2007–2008-х годах. Но, по большому счету, они должны поменять формулу своей работы.

Как это отражается на всех нас?

– Сейчас мало кто из предпринимателей решается брать кредиты. 24–30 процентов в тенге – это очень дорогие деньги. Отчаянных как-то нет, – считает председатель ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. – Из-за этого резко упали  объемы внешней торговли в Казахстане. По сравнению с тем же периодом прошлого года падение составило около 30 процентов, практически по всем группам товаров, за исключением ГСМ. В своей массе торговля держится за счет госзаказа и предприятий с бюджетным финансированием.

Проблемная ситуация, по мнению эксперта, должна разрешиться уже в середине мая, когда наступит оживление в деловых кругах. Поскольку откроется финансирование по госзаказу.