Как правило, с термином «вазэктомия» мужчины сталкиваются в преклонном возрасте и из-за серьезных болезней, но когда кто-то по собственной воле, да ещё и в совсем юном возрасте решается раз и навсегда отказаться от продолжения рода, то в наших краях это звучит, как минимум, необычно.
Справка КАРАВАНА:
Вазэктоми́я — хирургическая операция, при которой производится перевязка или удаление фрагмента семявыносящих протоков у мужчин. Эта операция приводит к неспособности иметь потомство при сохранении половых функций. Вазэктомию применяют в качестве радикального средства контрацепции.
На Западе уже давно стало нормой, когда молодые люди, придерживающиеся чайлдфри-взглядов, делают себе вазэктомию и тем самым лишают себя возможности когда-либо иметь детей. В Казахстане же подобная тенденция ещё не набрала больших оборотов, и в первую очередь это связано с тем, что у нас существует запрет, который не позволяет сделать вазэктомию, если мужчине не исполнилось 35 лет и у него нет двоих детей. Причем, насколько нам известно, должны быть выполнены оба пункта одновременно.
Но, несмотря на то что подобная операция среди казахстанских молодых людей не очень популярна, корреспонденту Caravan.kz удалось найти человека, который все-таки её сделал.
24-летний Мухтар, в данный момент обучающийся в Австрии (имя и место обучения изменены по просьбе респондента. – Прим. авт.), вырос в обычной казахской семье, где о таком понятии, как «чайлдфри», скорее всего, даже никогда не слышали. Но жизнь и убеждения нашего героя сложились так, что он решил безвозвратно отказаться от возможности завести детей. И вот почему.
— Как и почему ты решился на такой шаг?
— Нельзя сказать, что мне пришлось «решаться», ведь это было взвешенное решение, которое вынашивалось в течение нескольких лет. Ещё лет в 16-17 я окончательно понял, что не хочу иметь детей, а в последующие годы уже пытался понять, как я могу на 100 процентов себя от этого обезопасить.
Меня в этом плане многие не поймут и скажут, что есть традиционные методы контрацепции, которые вполне работают. И, в принципе, будут правы. Но все это работает до того момента, когда на деле этим методам приходится столкнуться с человеческой коварностью или тупостью. Если женщина хочет от тебя залететь, то она найдет способ, как бы ты не предохранялся. Лично у меня была пара случаев, когда девушки пытались протыкать презервативы иголками или уже во время процесса пытались незаметно разодрать их ногтями. Но я вовремя это замечал.
Да и не только женщин это касается. Лично знаю случай, когда один молодой человек специально осеменил свою девушку, чтобы она его не бросила. А на тот момент они учились в 10-м классе. Теперь они до сих пор живут с родителями, так и не смогли получить нормального образования, работают консультантами. И это при том, что та девочка была тогда достаточно перспективной. Короче, он испортил ей жизнь.
Так что от человеческой глупости может спасти лишь воздержание или же стерилизация, но так как секс я люблю, выбрал второе.
— Не было ли сомнений? Не возникало ли мысли, что через несколько лет твое мнение может измениться?
— Сомнения были. Но они были не так сильны, как нежелание иметь детей. Но могу признаться, что я придумал себе план «Б», и только после этого все мои сомнения улетучились. Я не исключал, что мнение насчет детей может измениться. Поэтому мне в голову пришла идея сдать свое семя в банк спермы, где оно будет благополучно храниться. Причем для верности я сдал его в Казахстане и в Австрии, где в данный момент обучаюсь. Перестраховался, так сказать.
Но не уверен, что мне придется воспользоваться всеми этими делами. Если уж я лет через 20 окончательно сойду с ума, то возьму ребенка из детдома. Все-таки должен же их хоть кто-то брать и воспитывать.
— Где и как проходила операция? Не было ли осложнений?
— Операцию я сделал в Индии около трёх лет назад, мне тогда был 21 год, и я ещё не обучался в Европе. Я мог делать её и не в Индии, в Киргизию там съездить, где их проводят с 18 лет, или же на Украину, вариантов море, и они более дешевые. Просто я был на отдыхе и решил совместить приятное с полезным.
Операция очень простая: под местной анестезией тебе делают пару надрезов, пережимают каналы. Длится она около 20-30 минут. Восстанавливаешься где-то через день-два. Половую жизнь можно возобновлять дней через 10. А сперматозоидов не остается ровно через месяц.
Осложнений не было, опухло все немного, но отек спал через пару дней.
— Как отреагировали друзья и родственники?
— Об этом знают всего два моих друга. Они считают, что это мое дело, хотя сами себе никогда такую операцию не сделали бы.
А родителям я не говорил. Думаю, это будет для них большим ударом, не хочу их расстраивать. Лучше лет через 20 сообщу, что якобы выяснилось, что я всю жизнь был бесплоден.
— Есть ли у тебя девушка? Какова была её реакция?
— Сейчас есть, на тот момент не было. Так что операцию я делал со спокойной душой и без осуждений или отговорок.
А так девушка понимает мою позицию. Встречаемся уже больше года, и никаких проблем на этой почве не возникало.
— Изменилась ли как-то твоя половая жизнь или же операция на это никак не влияет?
— Нет, не изменилась. Хотя, может быть, только в лучшую сторону. Просто когда у тебя нет мыслей, что партнерша может "залететь", то ты спокойно можешь получать удовольствие и ни о чем не думать. Поэтому в психологическом плане стало спокойнее и приятнее.
— В Казахстане до 35 лет или же не имея двоих детей такую операцию провести невозможно, как ты на это смотришь?
— Да никак не смотрю. Если государство считает, что так нужно, то ладно, пусть будет так. Я не из тех чайлдфри-дурачков, кто будет кричать, что нас ограничивают в правах. Просто спрос на эту операцию в нашей стране небольшой, все-таки ментальность не та, да и уровень осведомленности низкий. Так что запрета могло бы и не быть, но мало что изменилось бы.
— Помогает ли такой запрет увеличивать рождаемость?
— Как я и говорю, мало что изменилось бы. Сами посмотрите на статистику по рождаемости, как-то она не особо растет. Видимо, дело не в запрете.
Альтернативное мнение
Нам удалось найти ещё одного молодого человека, который не понаслышке знаком с мужской стерилизацией. 21-летний алматинский студент по имени Динмухамед в течение долгого времени вполне серьезно думал сделать себе вазэктомию. Но, к сожалению или к счастью (это уже решать ему самому), изменил свое мнение.
— В каком возрасте и почему тебе в голову пришла идея сделать вазэктомию?
— Первые мысли об этом у меня появились в 17 лет, и произошло это после просмотра одного иностранного фильма, сейчас уже точно не вспомню его название, но суть была в том, что в нем семейная пара приняла решение сделать мужчине вазэктомию, показывалось, как они к этому пришли и как они были счастливы после этого.
Я заинтересовался тем, что это такое, и решил узнать поподробнее. Погуглил, узнал и понял, что в определенных ситуациях подобная операция может принести пользу. Поэтому я решил, что, возможно, в будущем, когда у меня уже будут дети, я сделаю себе вазэктомию.
— А как ты смотришь на вазэктомию уже сейчас, спустя 4 года?
— Я передумал и понял, что всё это не стоит того. Существуют относительно безопасные способы контрацепции, поэтому не вижу необходимости. Да и я очень боюсь операций, уколов, врачей и тем более не стал бы допускать хирургов к своему драгоценному половому органу. Меня это ужасает.
Плюс ко всему это недешевая операция, насколько я знаю, да и найти хорошего врача, который все сделает правильно, как мне кажется, тоже проблема. Подростковый максимализм прошел, и я увидел слишком много факторов и минусов, которые меня останавливают.
— Считаешь ли ты, что запрет на стерилизацию до 35 лет помогает поднимать рождаемость?
— Запреты никогда не помогают, даже те, которые на первый взгляд кажутся разумными. Посмотрите сами, запрет наркотиков от наркоманов нас вовсе не избавил, верно? Так и тут, несмотря на запрет, молодые парни и девушки все равно находят способы себя стерилизовать, делают это подпольно или выезжают за рубеж, например, в Киргизии это можно сделать спокойно.
— А как ты смотришь на людей, которые в столь раннем возрасте идут на стерилизацию?
— Я считаю, что это их личное дело, личная жизнь, и мы не вправе судить их за эти решения. Так что они могут делать все что угодно, ведь, как говорится, «каждый мастурбирует так, как ему импонирует».