От рассвета до заката - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От рассвета до заката

От рассвета до заката

Во время автоэкспедиции по маршруту Караганда - плато Устюрт темиртауские фотографы побывали в священных местах.

  • 21 Июня 2010
  • 3971
Фото - Caravan.kz

Эта необычная экспедиция задумывалась как этнографическая — профессиональные фотографы поставили цель собрать материал о традиционном образе жизни, культуре, природе, архитектурных памятниках, флоре и фауне регионов Казахстана.
По словам пресс-секретаря группы Сергея Козодерова, итогом этой работы должен стать выпуск большой подарочной книги с иллюстрациями, а также буклетов, открыток и другой полиграфической продукции, наглядно демонстрирующей уклад жизни в нашей стране.

Экспедиция длилась 16 дней. За это время фотографы, члены неправительственного клуба «Сплав» Ерболат Шадрахов, Сергей Козодеров и Сергей Кочмарев объехали десятки городов и аулов.
Ключевыми точками по маршруту движения стали Астана, Щучинск, Костанай, Актобе, Уральск, Атырау, Актау, Жанаозен, плато Устюрт.
— Эта первая большая экспедиция в серии запланированных. Раньше мы снимали недалеко от дома — в Баян-Ауле, Алматы, Каркаралинске. В этих местах, конечно, шикарная природа, — признается Сергей Козодеров, — у нее свой колорит: лесные массивы, вода, камни. В городах, куда мы отправились на этот раз, красиво по-своему.
— Позже — обо всем подробнее. Сначала расскажите о том, как вы готовились к экспедиции.
— Прорабатывая маршрут движения, мы перерыли множество информации в Интернете, фотожурналах, книгах. Сомнений не оставалось — едем на плато Устюрт, одно из живописнейших исторических мест в Казахстане. Координатор проекта археолог историко-культурного заповедника Мангистауской области Андрей Астафьев в ходе подготовки к экспедиции немного скорректировал план — мы узнали от него о большом празднике, готовящемся в Западно-Казахстанской области в честь юбилея пророка Беккет-ата.
Ровно 260 лет назад на Мангышлаке в урочище Огланды вблизи поселка Кульсары Атырауской области родился Беккет-Ата, которому, по преданию, была открыта книга бытия. Юношей он отправился в далекую Хиву, постигал науки в медресе. Бекет-Ата исцелял людей: к нему приходили немощные и страдающие, он даровал им здоровье и жизненные силы. Мудрец и святой остался в памяти народа и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Им построено 4 мечети: первая в Кульсарах — ее называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья — в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвертая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды, возле которой он похоронен.
— График движения — главное в подготовке?
— Это один из ключевых пунктов. Без схемы, равно как и без карты местности далеко не уедешь. Еще одна важная деталь — затраты. Пришлось приобрети несколько флэш-карт для фотоаппаратов — чтобы снимать вволю, не поглядывая — заканчивается ли память. Мы подсчитали, что проживание и трапеза в придорожных кафе вылетят в кругленькую сумму. Затраты на питание и бензин — восемь тысяч километров намотал спидометр автомобиля в один и в другой конец, а также другие непредвиденные расходы обошлись нам в 700 долларов с человека.
— Что-то интересное, захватывающее вспомните.
— Интересным было все. Группа ночевала в машине, в палатках, добравшись до плато Устюрт мы устроились на земле. Земля там гладкая, ровная, воздух особенно чистый, и что самое странное — ни одного летающего или ползущего насекомого. Так что на креме от комаров мы сэкономили. Нам, как фотографам, прежде всего, была интересна природа — мы снимали рассветы и закаты, редкие виды животных. Например, тушканчика.
— Разве ж это редкий вид?
— Я думал, что он размером с кенгуру, — смеется один из участников проекта, Сергей Кочмарев. — Да многие, наверное, не знают, как он выглядит. А нам удалось его запечатлеть ночью — оказалось, он не больше мыши. Мы видели и гигантских черепах и даже плотоядную лягушку — она отбирала у меня тросточку из рук, обхватив ее ртом, словно собака, а потом и вовсе накинулась на меня.
— Непосредственно на плато нам посчастливилось найти зубы окаменевших акул в породах известняка, размываемого редкими для этих мест дождями. Ведь известно, что плато Устюрт — дно доисторического моря, когда здесь обитали эти водные животные. Очень много на плато мелких ракушек, — делится воспоминаниями Ерболат Шадрахов.
— Я хотел найти здесь скорпионов, засушить и привезти в подарок ребенку. Но, к сожалению, скорпионов мы не застали. Брачный период, который как раз в это время должен был начаться у земноводных, откладывался из-за повышенной влажности воздуха, поэтому скорпионы еще оставались в своих норах, — говорит Сергей Козодеров. — Мы застали Устюрт еще зеленым — мелкие деревца хвоща только-только раскинули свои мясистые листья, майское солнце еще не успело высушить их окончательно. Солнце, к слову, губит здесь все живое. На плато нечасто встречаются животные и птицы. Пустынность этих мест завораживает.
Другая достопримечательность западного Казахстана — барханные пески, они начинаются за поселками Жанаозен и Сенеки. Пески тянутся на сотни километров. Наощупь и визуально песок, действительно, напоминает мелко раскрошенное золото. Такого бы на темиртауские пляжи машин восемьсот бы загрузить — было бы здорово!
— Приходилось ли вам наблюдать «необычности» образа жизни местных жителей?
— Любопытно, что в Актау машины заправляют газом, такое топливо в три раза дешевле бензина. Актау — город «ландкрузеров», здесь они, раскрашенные в желтый цвет, даже таксуют. Большинство домов в Актау строятся из ракушечника — натурального недорогого материала, который добывают тут же, — рассказывает Сергей Козодеров. — Удивительными мне показались два памятника Чапаеву, расположенных в одноименном поселке. Один — карикатурный, каким красного командира описывают в анекдотах, другой — серьезный, в папахе, на коне. Старожилы говорят, будто на территории этого поселка погиб Чапаев. Были мы и в городе Форт Шевченко — это как раз то место, где Тарас Шевченко проходил ссылку. Но самое приятное впечатление на меня произвел город Уральск. Чистейший город, здесь очень много старинных церквей, одна из них датируется 1519 годом, и мечетей.
— Чем вам запомнились пещеры Бекет-ата?
— Одна из них, пещера Огланды находится на склоне Устюрта. К пещере ведет полуторакилометровая тропинка, выложенная камнями. Ее обязательно следует пройти пешком. Это долгий, утомительный путь под палящими лучами солнца. Трудность пути по этой дороге символизирует трудность пути к Аллаху. На ночлег мы остановились в гостевом домике для паломников. Еда и лечебная родниковая вода — здесь все бесплатно, — говорит Сергей Кочмарев.
— Вам разрешали снимать в мечетях? Насколько мне известно, это запрещено.
— Приходилось объяснять имамам, что у нас благие намерения. Нас понимали. Кстати, сами имамы охотно шли на контакт с нами — рассказывали и знакомили нас с людьми, исцелившимися верою. Для полной фотографической иллюстрации местности такое живое общение необходимо. Ведь архитектура без людей — ничто.
— Значит, вы и с неординарными людьми знакомились?
— Конечно. Большая благодарность тем, кто не остался равнодушен к нашему общему делу — созданию книги о природе и бытовом укладе Казахстана. Самым колоритным путником я бы назвал художника Хасана, — выражает общую на всех участников группы точку зрения Сергей Козодеров. — Мы познакомились с ним в одной из пещер Бекет-ата. Двенадцать лет назад он страдал тяжелейшим заболеванием, на излечение не было никакой надежды. После паломничества в священную пещеру Хасан пошел на поправку. Теперь профессиональный художник с головой ушел в веру. В благодарность Всевышнему, он приезжает в мечеть, как только у мужчины выдается свободная минута — реставрирует невиданной красоты фрески, изготавливает скульптуры.
— Теперь о ваших планах на будущее. Что думаете делать с накопленным материалом?
— Во-первых, планируем провести выставку на 260-летие со дня рождения Бекет-ата. Это будет большое мероприятие, сопровождающееся национальными играми кокпар, аламан байга, жорга байга, большим концертом, шутками и песнями.
Планируется установка двухсот юрт. Одним из важнейших элементов этого события в текущем году станет выставка работ темиртауских фотографов. Во-вторых, нам было бы отрадно, если бы итогами экспедиции Караганда — Устюрт заинтересовались музеи, неправительственные организаторы и, прежде всего, предприниматели, желающие спонсировать издательство книги или организацию фотовыставки в Темиртау.

Фоторепортаж